Лидия Пузакова
Проект «Комнатные растения — источник красоты, здоровья, чистого воздуха, доброты и хорошего настроения»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность
В подготовительной логопедической
группе «Подсолнушки» МБДОУ№56 г. Миасс
Воспитатели: Пузакова Лидия Николаевна
Торопина Татьяна Анатольевна
Тема проекта : «Комнатные растения – источник красоты, здоровья, чистого воздуха, доброты и хорошего настроения»
Тип проекта : исследовательский, познавательный
По количеству участников: коллективный, выступления индивидуальные
Публикация «Проект „Комнатные растения — источник красоты, здоровья, чистого воздуха, доброты и хорошего настроения“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Чистый воздух. Экология воздуха
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
По направленности: предметный
По контингенту участников: смешанный (дети, родители, воспитатели)
По продолжительности: краткосрочный
Объект исследования: являются дошкольники подготовительной логопедической группы «Подсолнушки», а также их знания о комнатных растениях
Предмет исследования: являются комнатные растения, а также условия жизни комнатных растений в детском саду
Проблема: Нам стало интересно: осенью в жизни растений происходят изменения, а происходят ли изменения у комнатных растений?
Цель: Познакомить детей с условиями жизни комнатных растений, правилами бережного отношения к ним, воспитание желания заботиться и ухаживать за комнатными растениями.
Задачи:
• Изучить специальную литературу по проблеме ознакомления с комнатными цветами старших дошкольников;
• Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включить родителей в процесс экологического воспитания дошкольников;
• Познакомиться с различными способами пересадки растений.
• Воспитывать интерес и любовь к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия для роста и развития.
План работы над проектом :
1 этап: Предварительный.
- Изучить литературу по проблеме, как ухаживать за комнатными растениями и выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме.
- Разработать план работы с детьми по формированию знаний и представлений о комнатных растениях.
2 этап: Практический.
- Провести опыты, наблюдения, практические занятия с детьми;
- Составить картотеку комнатных растений в группе;
- Составить картотеку Д\игр по проблеме;
-Разработать мнемотаблицы: «Что нужно для роста растений», «Как ухаживать за растениями», «Что мы знаем о комнатных растениях», «Системный оператор: хлорофитум»;
- Изготовить совместно с родителями воспитанников фотоальбом: «Наши комнатные растения», «Как мы дома ухаживаем за растениями»;
- Итоговое занятие «Помоги растению»;
- Акция – «Подари растение детскому саду».
3 этап: Обобщающий.
- Выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме.
- Обобщить результаты деятельности по теме проекта.
- Подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.
Схема реализации проекта :
№ п\п
Содержание проекта Предметно-развивающая среда и методическое обеспечение
Виды детской деятельности
Сроки
1.
Дидактические игры:
Картотека игр «Что растению необходимо для роста?»
-«Угадай растение по описанию»
-«Найди и опиши»
- «Опиши цветок»
-«С какого цветка лист?»
-«Я садом родился»
-«Продай, что назову»
-«Что изменилось?»
-«Найди такой же»
«Где спряталась матрёшка?»
_»Найди растение по названию»
2. Пальчиковые игры:
Нищева -«Красивые цветы»
-«Посадим цветок»
-«Цветок»
3. Картотеки:
«Комнатные растения детского сада»
«Комнатные растения нашей группы»
«Стихи, загадки»
4. Беседы:
-Как влияет окружающая среда на состояние растений.
-Происходят ли изменения осенью в жизни комнатных растений?
5. Картотека стихов, загадок Заучивание стихов, отгадывание загадок.
Составление описательных загадок детьми.
6. Викторина: Распечатка – «Лучший знаток комнатных растений»
Посадка комнатных растений. (отростками, черенками, листьями)
7. Художественное творчество: Пластилинография:
«Я цветочек посажу, нашу группу наряжу»
«Кактус»
Рисование:
«Декабрист»
Оригами:
«Амазонская лилия»
Кружковая работа: (изонить)
«Мой любимый цветок»
8. Труд: Дежурство в уголке природы.
Полив комнатных растений.
Уход за комнатными растениями : опрыскивание, сухая чистка листьев, влажное протирание листьев.
9. Чтение художественной литературы: Подборка книг по теме Работа в книжном уголке с энциклопедиями комнатных растений.
Чтение художественной литературы по теме: стихотворение Е. Благининой «Огонёк»; А. К. Толстой «Колокольчики мои…»;
Я. Колас «Цветок»;
Словацкая сказка «У солнышка в гостях
10. Опыты с комнатными растениями :
Картотека опытов -«Растение дышит»
-«Необходимость воды»
-«Свет»
-«С водой и без воды»
-«Почему листья желтеют?»
-«Почему растения зелёные?»
Оснащение развивающей среды:
• Пополнение уголка природы необходимым оборудованием: лейки, тряпочки, тазик, ведёрки, фартучки.
• Оснащение экологической зоны в группе новыми растениями.
• Серия опытов на выявление потребности растений во влаге, тепле, свете.
• Карточки – схемы ухода за комнатными растениями.
• Иллюстрации.
• Картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями.
• Таблицы
Работа с родителями.
• Оказание помощи в составлении фотоальбома «Уход за комнатными растениями дома» и «Комнатные растения дома»
• Помощь родителей в подборе информации для составлении картотеки «Наши комнатные растения»
• Принять участие в акции «Подари растение детскому саду»
• Практикум для родителей «Комнатные растения – улыбка природы»
Продукт проекта.
• Оформление фотоальбома «Наши комнатные растения»;
• Подбор стихов и загадок;
• Оформление мнемотаблиц: «Что нужно для роста растений», «Как ухаживать за растениями», «Что мы знаем о комнатных растениях», «Системный оператор: хлорофитум»;
• Пополнение уголка природы новыми растениями (акция «Подари растение детскому саду»);
• Папка-ширма «Уход за комнатными растениями»;
• Выставка детских работ по теме проекта (в приёмной группы).
Значение работы по проекту :
• Расширение знаний по экологической культуре воспитанников.
• Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – комнатным растениям.
• Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
• Создание в группе необходимых условий по ознакомлению дошкольников с многообразием комнатных растений;
• Заинтересованное отношение детей к поисковой деятельности и более бережное отношение к растительному миру;
• Активное участие родителей в реализации проекта.
Воспитатели: Пузакова Л. Н., Торопина Т. А.
Перечень экологических игр и упражнений
«Угадай растение по описанию» (бальзамин, китайская роза, фикус)
Цель: воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.
Описание: на столе стоят 5 комнатных растений, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и не цветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми).
Воспитатель, поочередно обращаясь к каждому ребенку, дает словесное описание растения, а ребенок находит его среди остальных. ( например: это растение цветет, и у него большие листья, а у этого растения толстый стебель)
«Где спряталась матрешка?»
Цель: закрепить у детей названия растений, воспитывать любознательность, находчивость.
Описание: растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы они были хорошо видны, и к ним можно было легко подойти. Одному из детей завязывают глаза платком. Воспитатель прячет матрешку под растением. Ребенка освобождают от платка, он находит матрешку и говорит название растения.
«У кого какой цветок»
Цели: упражнять детей в различении двух комнатных растений, одинаковых по названию; учить сравнивать
растения, начиная с существенных признаков, развивать наблюдательность.
Описание: на мольберте 2-3 пары картинок; на каждой паре картинок изображены комнатные растения, которые одинаково называются, но чем-то отличаются друг от друга. Мы с вами по очереди будем про них рассказывать, я – про одно растение, а тот, кого я вызову, - про другое. Если я называю форму листьев своего растения, вы рассказываете о листочках своего. Например, я говорю: «На моей картинке – фиалка с белыми цветами», а вы мне отвечаете: «А на моей картинке – фиалка с розовыми цветами».
«Почему растения нельзя поливать холодной водой?» (Живая природа – особенности ухода за растениями)
Цель: Определить влияние тепла и холода на рост растений.
Материалы: три блюдца, семена фасоли, ёмкость с водой, тряпочки. Опыт: Перед опытом дети рассматривают семена. Определяют, когда можно семена высаживать на грядку. воспитатель предлагает детям проверить, какой температурный режим нужен для роста семян фасоли? - Возьмите три тряпочки, смочите в воде и поместите в них семена. Разложите тряпочки с семенами на три блюдца. Первое блюдце поместите в прохладное место. Второе блюдце поместите там, где комнатная температура. Третье блюдце поместите у батареи. Свои наблюдения в течение двух-трёх дней фиксируйте в таблице. Итоги: - В первом блюдце семена только набухли. - Во втором блюдце семена проклюнулись. - В третьем блюдце из семян появились ростки с листочками. Почему? Потому что третье блюдце стояло рядом с горячей батареей.
Вывод: Растение лучше растёт там, где больше тепла.
«Зачем растения вертятся?» (Живая природа – приспособление растений) Цель: Показать, что для роста растения необходим свет.
Материалы: две плошки с растениями (лучше герань).
Опыт: - Поставьте два растения рядом и в течение недели поливайте и ухаживайте за растениями. Только одно растение в течение недели периодически поворачивайте, а другое растение – нет. Через неделю сравните два растения. Что можно отметить? (Растение, которое периодически поворачивали, стало зелёным, листочки равномерно распределены вокруг стебелька. У другого растения листочки смотрят в окно). Почему? (Потому что там солнышко. Листочки любят свет. Бледные листочки позеленели на свету.) Почему? Потому что растения своими листочками тянутся к свету.
Вывод: Растениям для роста нужен свет
«Зачем растениям нужен свет?» (Неживая природа – явления природы – свет)
Цель: Показать, что для роста растения необходим свет.
Материалы: две плошки с растениями (лучше герань).
Опыт: - Возьмите одно растение в плошке и поставьте на окно и в течение недели наблюдайте за листьями, какие они? (листочки яркие, зелёные. смотрят на окно). - Возьмите вторую плошку с растением и поместите в тёмное место. В течение недели поливайте растение, ухаживайте за ним: рыхлите землю. Через неделю внесите растение в комнату и поставьте на окно рядом со второй плошкой. -Сравните два растения, какие произошли изменения? (растение, которое стояло на окне, не изменилось. оно очень зелёное. листочки яркие, головки смотрят в окно. У растения, которое стояло в темноте, листочки изменились. они стали очень бледными и пожелтели). -Итоги: - У растения, которое стояло на окне, листочки зелёные. - У растения, которое стояло в темноте, листочки стали бледными, вялыми. Почему? растению, которое стояло в темноте, не хватало солнышка.
Вывод: Растениям для роста необходим солнечный свет.