Зоя Ивановна Урванцева
«Коллекционирование в экологическом воспитании старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в детском саду (МБДОУ «Детский сад № 134» г. Кургана, заметила, что ребята редко приходят в группу с пустыми руками. Это могут быть и фантики, и открытки, и мелкие игрушки из киндер-сюрпризов. Меняется время, меняются и предпочтения детей, но их страсть к собирательству остается неизменной. Для ребенка горсть разноцветных пуговиц или наклейки от жевательной резинки являются самым настоящим богатством, бесценным сокровищем. Поэтому, уже не первый год приобщаю детей к коллекционированию (систематизированному собиранию однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный интерес, преимущественно в рамках своей темы по самообразованию «Экологическое воспитание старших дошкольников». Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает детей более внимательными, вдумчивыми наблюдателями, знакомит детей с различными природными объектами, учит их любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор, развивает навыки классификации объектов по различным признакам, сенсорику. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала. В группе собраны интересные коллекции: «Природа-чудесница», «В мире насекомых», «Чудеса на грядке», «Чудо - всюду!» и другие.
Публикация «„Коллекционирование в экологическом воспитании старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Коллекционирование
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
При сборе образцов для коллекций учитываются следующие аспекты:
-Доступность объектов сбора, поэтому коллекции составлены из образцов, которые собрали сами дети и их родители: камни, семена, сухая кора, сухие листья различных растений, мох, образцы песка, глины, различной почвы, речные и морские ракушки.
- Разнообразие - в зоне коллекций представлены, как объекты живой, так и неживой природы: кусочки кирпича, гипса, бетона, различные виды пластмасс, резина и т. д.
- Краеведческий аспект - в коллекции представлены природные объекты Курганской области. Местный материал составляет основу, базовое ядро коллекций.
- Страноведческий аспект: - есть небольшая коллекция объекты которой привезли дошкольники из других стран, выезжая на отдых с родителями: морские ракушки, морские звезды, кораллы, морские камушки, морские сухие водоросли. Любой привезенный объект служит поводом для разговора о странах, обычаях, природе Земли.
- Природоохранный аспект - плоские потерявшие свой цвет, запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы, поэтому большинство наших коллекций насекомых, земноводных приобретены в магазинах и сделаны из синтетических материалов.
- Безопасность к коллекционированию широко привлекаются и родители, в группе с успехом прошли выставки коллекций собранных семьями: Макаровских «Сокровища Южных морей», Овчинниковых «Камень вокруг нас», Костылевых «Морские раковины». Обязательно демонстрируем собранные коллекции детям других групп. В группе создан «Клуб коллекционеров», с помощью которого коллекции живут и постоянно пополняются все новыми и новыми экспонатами.
В помощь своим коллегам воспитателям старшего дошкольного возраста я предлагаю перечень по оснащению зоны коллекций на примере блока «Песок, глина, камень»
Далее представлены Тема и Оснащение зоны коллекции:
Такой разный песок
Образцы разных видов песка в прозрачных емкостях: речной, морской, пустынный.
Откуда берется песок
Камни - песчаник, из которых при трении сыплется песок.
Кто живет в песчаном доме
Песок, фотографии животных песчаных пустынь и морских пляжей: антилопа, верблюд, фенёк, тушканчик; коллекции синтетических ящериц, змей, черепах. Макет пустыни.
Для чего человеку песок и глина
Песок, глина, коллекции: глиняной и пластмассовой посуды, глиняных игрушек; кусочки кирпичей, песочные часы, образцы асфальта, бетона, керамики, резины. Мини-музей «Чудо из стекла»
Какими бывают камни
Коллекция камней.
Камни из растений и животных
Мел, известняк, жемчуг, янтарь, каменный уголь, разные раковины, кораллы; рисунки папоротников, хвощей, плаунов, устриц.
Декоративные и драгоценные камни
Картинки с изображением драгоценных камней: сапфиров,алмазов, изумрудов, рубинов, александритов;
Картинки с изображением полудрагоценных камней:
янтарь, аметист, гранат, аквамарин, топаз, опал, турмалин, кораллы, жемчуг, бирюза и др. Коллекция поделочных камней: змеевик, мрамор, агат, авантюрин, алебастр, гематит, лазурит, малахит, нефрит, пирит, родонит, розовый кварц, яшма. Иллюстрации к сказкам П. Бажова «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы» и др.
Знакомимся с магнитами
Коллекция различных магнитов, магнитная азбука, компасы; предметы, притягивающие к магнитам и не притягивающиеся к ним (стальные, железные, алюминиевые, пенопласт и др.); игра с магнитами «Рыбалка».
Что такое горы
Географическая (физическая) карта или глобус, фотографии с изображением гор.
Дымящие горы
Макет горного ландшафта, фотографии вулканов, кусочки пемзы, туфа.
Эти таинственные пещеры
Фотографии пещер, сталактитов, книги о них, коллекция мелких камешков, фотографии летучих мышей и других обитателей подземных лабиринтов.
Кто живет в горах
Глобус, физическая карты мира и России. Фотографии гор, эдельвейса. Коллекции игрушечных горных животных и птиц (як, горный козел, снежный барс, сеноставка, сурок, орел, гриф, кондор).
Как человек использует камни
Фотографии домов, памятников. Коллекция игрушечных домов и замков.
Подземная кладовая
Образцы: каменный уголь, различные виды соли, нефть, торф, железная руда, щебень, железо и сделанные из них
предметы.