Чиркова Ольга Петровна
Коллекционирование. Коллекция часов как средство познавательного и речевого развития старших дошкольников
Детское коллекционирование – это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих познавательную или художественную ценность.
Цель коллекционирования :
развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей
дошкольного возраста путем создания коллекций.
Задачи коллекционирования :
Публикация «Коллекционирование, Коллекция часов как средство познавательного и речевого развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
1. Формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
2. Формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;
3. Способствовать проявлению избирательных интересов;
4. Развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;
5. Расширять кругозор воспитанников;
6. Прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора
материала;
7. Формировать бережное отношение к хранению коллекций;
8. Обогащать и активизировать словарь детей;
9. Активизировать участие родителей в образовательном процессе.
Коллекцию и отдельные объекты коллекции можно использовать в различных видах деятельности:
Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками и со взрослыми в рамках коллекции
Художественная – изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.)
Игровая - игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры
Трудовая – при оформлении коллекций и размещении объектов, ручной труд.
Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций).
Так же коллекция может быть использована в качестве развивающей речевой среды, способствующей выполнять следующие задачи:
• расширять представления детей о многообразии окружающего мира, предлагая для рассматривания экспонаты коллекций, выставок,
•осуществлять словарную работу, обогащать речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойствами и качества предметов ( например: предметы коллекции – собаки, лошади, коровы – сделаны из разных материалов: ткани, меха, пластмассы, дерева, бумаги и др.)
•знакомить со способами образования слов, упражнять в образовании
однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок, медвежий
В дошкольном возрасте коллекционирование
проходит свой путь развития.
В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки.
Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.
В среднем возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер – сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки).
В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных
познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования.
Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции».
Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка.
Виды коллекций :
Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог.
Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей.
Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки.
Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые
разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка.
В очень увлекательной форме, разумно организованное
коллекционирование, воспитывает культуру познания,
развивает познавательные умения, формирует у детей
представления о значимости коллекций. В процессе
коллекционирования используются методы и приемы,
ориентированные на развитие у детей умений замечать
новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование
повышает продуктивность интеллектуальной деятельности
дошкольников за счет формирования способности
анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать свою точку зрения.
Уважаемые коллеги! я представляю детский сад №5 и свою работу по теме «Коллекция часов как средство познавательного и речевого развития старших дошкольников».
Актуальность Познавательное и речевое развитие дошкольника- два направления развития детей в соответствии с ФГОС ДОУ. Данные образовательные области очень важны в развитии детей : они способствуют развитию любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, ответов на возникшие у него вопросы.
Существует много образовательных технологий способствующих познавательному и речевому развитию детей : ТРИЗ, технология проектной деятельности; сегодня мне хотелось бы поделится опытом по организации коллекционирования как эффективной технологии развития познавательного интереса и речи детей.
цель:
1 на основе коллекции часов познакомить с временными понятиями.
2 развивать связную речь, умение составлять описательный рассказ о предметах.
3 обогащать представление детей о часах, используя коллекцию.
4 подвести детей к осмыслению понятия «время»
5 вызвать интерес к коллекционированию часов, желание заниматься коллекционированием.
6 способствовать развитию связной речи.
Вводная
Началом коллекции послужили мои наручные часы. Дети с интересом рассматривали их, так как их родители в основном пользуются часами в телефоне.
Я специально в течении дня смотрела на часы и говорила : «скоро пойдём на прогулку, осталось 5 минут, чтобы навести порядок в группе, тем самым привлекала внимание детей к часам.
Мои намерения оправдались. Дети рассматривали часы, удивлялись как быстро бегает стрелочка, какие маленькие цифры.
В беседе с детьми выяснили, что часы есть у всех дома, но они другие. Предложила детям и родителям принести, по возможности, имеющиеся часы в детский сад.
Первыми в нашей коллекции появились часы с кукушкой. Практически все дети, видели их впервые.
Коллекция стала пополнятся с каждым днём.
Совместно с родителями создали альбом для рассматривания «Часы»
Родители поддержали инициативу. Искали часы, готовили небольшие рассказы об экспонатах.
Появилась коллекция в которой собрали разные виды часов : наручные, настольные, настенные, песочные.
Обратите внимание на большие настольные часы. Это самодельные часы, сделанные из коробки от конфет и часового механизма. Они в рабочем состоянии и стоят у нас в группе.
Задав вопрос детям: «как же вставали люди в давние времена по утрам и как они узнавали время в течении дня?». Не получив ответа, было решено с детьми узнать эту информацию у родителей и рассказать нам потом.
На следующий день, дети рассказали и принесли иллюстрации солнечных часов. Вместе расшифровали выражение «вставать с петухами»
Летом рассвет наступает рано и петухи начинают петь, каждый на свой лад. Петух, в своем роде, выступает биологическим будильником, который извещает всех об уходе ночи и начале нового дня с проявлением первых лучей солнца на восходе.
Выражение "Встать с петухами" означает встать очень рано, на заре, с первыми лучами.
Я привлекла детей к изготовлению солнечных часов. В солнечную погоду мы выносили часы на прогулку и в течении дня замечали как двигалась тень.
Еще узнали, что время в давние времена узнавали по цветам. Был сделан вывод, что цветы ненадёжные, так как в пасмурную погоду они закрыты.
Главное в коллекционировании- не только собирание большого количества объектов или отыскивание редких экземпляров, но и их систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах.
Я выбрала такой путь: распечатала картинки разных видов часов, определили основания для группировки: наручные часы - электронные и механические, настольные, напольные, настенные. (информацию о классификационной таблице я подчерпнула из статьи Коротковой «Познавательная исследовательская деятельность старших дошкольников» журнал «Ребенок в детском саду» 2003год №3,4,5.)
Приглашали детей из других групп для ознакомления с коллекцией, где дети были экскурсоводами.
Трудно переоценить значение коллекционирования в познавательном и речевом развитии детей.
Всем рекомендую.