МААМ-картинки

Коллекционирование. Коллекция часов как средство познавательного и речевого развития старших дошкольников

Чиркова Ольга Петровна
Коллекционирование. Коллекция часов как средство познавательного и речевого развития старших дошкольников

Детское коллекционирование – это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих познавательную или художественную ценность.

Цель коллекционирования :

развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей

дошкольного возраста путем создания коллекций.

Задачи коллекционирования :

Публикация «Коллекционирование, Коллекция часов как средство познавательного и речевого развития старших дошкольников» размещена в разделах

1. Формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

2. Формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

3. Способствовать проявлению избирательных интересов; 

4. Развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

5. Расширять кругозор воспитанников;

6. Прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора

материала; 

7. Формировать бережное отношение к хранению коллекций;

8. Обогащать и активизировать словарь детей;

9. Активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Коллекцию и отдельные объекты коллекции можно использовать в различных видах деятельности:

Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками и со взрослыми в рамках коллекции

Художественная – изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.)

Игровая - игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры

Трудовая – при оформлении коллекций и размещении объектов, ручной труд.

Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций).

Так же коллекция может быть использована в качестве развивающей речевой среды, способствующей выполнять следующие задачи:

• расширять представления детей о многообразии окружающего мира, предлагая для рассматривания экспонаты коллекций, выставок,

•осуществлять словарную работу, обогащать речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойствами и качества предметов ( например: предметы коллекции – собаки, лошади, коровы – сделаны из разных материалов: ткани, меха, пластмассы, дерева, бумаги и др.)

•знакомить со способами образования слов, упражнять в образовании

однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок, медвежий

В дошкольном возрасте коллекционирование

проходит свой путь развития.

В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки.

Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.

В среднем возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер – сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки).

В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных

познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования.

Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции».

Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка.

Виды коллекций :

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей.

Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые

разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и  значимость для ребенка.

В очень увлекательной форме, разумно организованное

коллекционирование, воспитывает культуру познания,

развивает познавательные умения, формирует у детей

представления о значимости коллекций. В процессе

коллекционирования используются методы и приемы,

ориентированные на развитие у детей умений замечать

новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование

повышает продуктивность интеллектуальной деятельности

дошкольников за счет формирования способности

анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать свою точку зрения.

Уважаемые коллеги! я представляю детский сад №5 и свою работу по теме «Коллекция часов как средство познавательного и речевого развития старших дошкольников».

Актуальность Познавательное и речевое развитие дошкольника- два направления развития детей в соответствии с ФГОС ДОУ. Данные образовательные области очень важны в развитии детей : они способствуют развитию любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, ответов на возникшие у него вопросы.

Существует много образовательных технологий способствующих познавательному и речевому развитию детей : ТРИЗ, технология проектной деятельности; сегодня мне хотелось бы поделится опытом по организации коллекционирования как эффективной технологии развития познавательного интереса и речи детей.

цель:

1 на основе коллекции часов познакомить с временными понятиями.

2 развивать связную речь, умение составлять описательный рассказ о предметах.

3 обогащать представление детей о часах, используя коллекцию.

4 подвести детей к осмыслению понятия «время»

5 вызвать интерес к коллекционированию часов, желание заниматься коллекционированием.

6 способствовать развитию связной речи.

Вводная

Началом коллекции послужили мои наручные часы. Дети с интересом рассматривали их, так как их родители в основном пользуются часами в телефоне.

Я специально в течении дня смотрела на часы и говорила : «скоро пойдём на прогулку, осталось 5 минут, чтобы навести порядок в группе, тем самым привлекала внимание детей к часам.

Мои намерения оправдались. Дети рассматривали часы, удивлялись как быстро бегает стрелочка, какие маленькие цифры.

В беседе с детьми выяснили, что часы есть у всех дома, но они другие. Предложила детям и родителям принести, по возможности, имеющиеся часы в детский сад.

Первыми в нашей коллекции появились часы с кукушкой. Практически все дети, видели их впервые.

Коллекция стала пополнятся с каждым днём.

Совместно с родителями создали альбом для рассматривания «Часы»

Родители поддержали инициативу. Искали часы, готовили небольшие рассказы об экспонатах.

Появилась коллекция в которой собрали разные виды часов : наручные, настольные, настенные, песочные.

Обратите внимание на большие настольные часы. Это самодельные часы, сделанные из коробки от конфет и часового механизма. Они в рабочем состоянии и стоят у нас в группе.

Задав вопрос детям: «как же вставали люди в давние времена по утрам и как они узнавали время в течении дня?». Не получив ответа, было решено с детьми узнать эту информацию у родителей и рассказать нам потом.

На следующий день, дети рассказали и принесли иллюстрации солнечных часов. Вместе расшифровали выражение «вставать с петухами»

Летом рассвет наступает рано и петухи начинают петь, каждый на свой лад. Петух, в своем роде, выступает биологическим будильником, который извещает всех об уходе ночи и начале нового дня с проявлением первых лучей солнца на восходе.

Выражение "Встать с петухами" означает встать очень рано, на заре, с первыми лучами.

Я привлекла детей к изготовлению солнечных часов. В солнечную погоду мы выносили часы на прогулку и в течении дня замечали как двигалась тень.

Еще узнали, что время в давние времена узнавали по цветам. Был сделан вывод, что цветы ненадёжные, так как в пасмурную погоду они закрыты.

Главное в коллекционировании- не только собирание большого количества объектов или отыскивание редких экземпляров, но и их систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах.

Я выбрала такой путь: распечатала картинки разных видов часов, определили основания для группировки: наручные часы - электронные и механические, настольные, напольные, настенные. (информацию о классификационной таблице я подчерпнула из статьи Коротковой «Познавательная исследовательская деятельность старших дошкольников» журнал «Ребенок в детском саду» 2003год №3,4,5.)

Приглашали детей из других групп для ознакомления с коллекцией, где дети были экскурсоводами.

Трудно переоценить значение коллекционирования в познавательном и речевом развитии детей.

Всем рекомендую.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коллекционирование. Коллекция часов как средство познавательного и речевого развития старших дошкольников
Опубликовано: 26 октября 2024 в 11:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коллекционирование. Коллекция часов как средство познавательного и речевого развития старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Чиркова Ольга Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД