Приложение МААМ

Коллекционирование. Коллекция часов как средство познавательного и речевого развития старших дошкольников

Чиркова Ольга Петровна
Коллекционирование. Коллекция часов как средство познавательного и речевого развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Детское коллекционирование – это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих познавательную или художественную ценность.

Цель коллекционирования :

развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей

дошкольного возраста путем создания коллекций.

Задачи коллекционирования :

Темочки:

1. Формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

2. Формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

3. Способствовать проявлению избирательных интересов; 

4. Развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

5. Расширять кругозор воспитанников;

6. Прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора

материала; 

7. Формировать бережное отношение к хранению коллекций;

8. Обогащать и активизировать словарь детей;

9. Активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Коллекцию и отдельные объекты коллекции можно использовать в различных видах деятельности:

Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками и со взрослыми в рамках коллекции

Художественная – изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.)

Игровая - игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры

Трудовая – при оформлении коллекций и размещении объектов, ручной труд.

Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций).

Так же коллекция может быть использована в качестве развивающей речевой среды, способствующей выполнять следующие задачи:

• расширять представления детей о многообразии окружающего мира, предлагая для рассматривания экспонаты коллекций, выставок,

•осуществлять словарную работу, обогащать речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойствами и качества предметов ( например: предметы коллекции – собаки, лошади, коровы – сделаны из разных материалов: ткани, меха, пластмассы, дерева, бумаги и др.)

•знакомить со способами образования слов, упражнять в образовании

однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок, медвежий

В дошкольном возрасте коллекционирование

проходит свой путь развития.

В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки.

Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.

В среднем возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер – сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки).

В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных

познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования.

Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции».

Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка.

Виды коллекций :

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей.

Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые

разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и  значимость для ребенка.

В очень увлекательной форме, разумно организованное

коллекционирование, воспитывает культуру познания,

развивает познавательные умения, формирует у детей

представления о значимости коллекций. В процессе

коллекционирования используются методы и приемы,

ориентированные на развитие у детей умений замечать

новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование

повышает продуктивность интеллектуальной деятельности

дошкольников за счет формирования способности

анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать свою точку зрения.

Уважаемые коллеги! я представляю детский сад №5 и свою работу по теме «Коллекция часов как средство познавательного и речевого развития старших дошкольников».

Актуальность Познавательное и речевое развитие дошкольника- два направления развития детей в соответствии с ФГОС ДОУ. Данные образовательные области очень важны в развитии детей : они способствуют развитию любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, ответов на возникшие у него вопросы.

Существует много образовательных технологий способствующих познавательному и речевому развитию детей : ТРИЗ, технология проектной деятельности; сегодня мне хотелось бы поделится опытом по организации коллекционирования как эффективной технологии развития познавательного интереса и речи детей.

цель:

1 на основе коллекции часов познакомить с временными понятиями.

2 развивать связную речь, умение составлять описательный рассказ о предметах.

3 обогащать представление детей о часах, используя коллекцию.

4 подвести детей к осмыслению понятия «время»

5 вызвать интерес к коллекционированию часов, желание заниматься коллекционированием.

6 способствовать развитию связной речи.

Вводная

Началом коллекции послужили мои наручные часы. Дети с интересом рассматривали их, так как их родители в основном пользуются часами в телефоне.

Я специально в течении дня смотрела на часы и говорила : «скоро пойдём на прогулку, осталось 5 минут, чтобы навести порядок в группе, тем самым привлекала внимание детей к часам.

Мои намерения оправдались. Дети рассматривали часы, удивлялись как быстро бегает стрелочка, какие маленькие цифры.

В беседе с детьми выяснили, что часы есть у всех дома, но они другие. Предложила детям и родителям принести, по возможности, имеющиеся часы в детский сад.

Первыми в нашей коллекции появились часы с кукушкой. Практически все дети, видели их впервые.

Коллекция стала пополнятся с каждым днём.

Совместно с родителями создали альбом для рассматривания «Часы»

Родители поддержали инициативу. Искали часы, готовили небольшие рассказы об экспонатах.

Появилась коллекция в которой собрали разные виды часов : наручные, настольные, настенные, песочные.

Обратите внимание на большие настольные часы. Это самодельные часы, сделанные из коробки от конфет и часового механизма. Они в рабочем состоянии и стоят у нас в группе.

Задав вопрос детям: «как же вставали люди в давние времена по утрам и как они узнавали время в течении дня?». Не получив ответа, было решено с детьми узнать эту информацию у родителей и рассказать нам потом.

На следующий день, дети рассказали и принесли иллюстрации солнечных часов. Вместе расшифровали выражение «вставать с петухами»

Летом рассвет наступает рано и петухи начинают петь, каждый на свой лад. Петух, в своем роде, выступает биологическим будильником, который извещает всех об уходе ночи и начале нового дня с проявлением первых лучей солнца на восходе.

Выражение "Встать с петухами" означает встать очень рано, на заре, с первыми лучами.

Я привлекла детей к изготовлению солнечных часов. В солнечную погоду мы выносили часы на прогулку и в течении дня замечали как двигалась тень.

Еще узнали, что время в давние времена узнавали по цветам. Был сделан вывод, что цветы ненадёжные, так как в пасмурную погоду они закрыты.

Главное в коллекционировании- не только собирание большого количества объектов или отыскивание редких экземпляров, но и их систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах.

Я выбрала такой путь: распечатала картинки разных видов часов, определили основания для группировки: наручные часы - электронные и механические, настольные, напольные, настенные. (информацию о классификационной таблице я подчерпнула из статьи Коротковой «Познавательная исследовательская деятельность старших дошкольников» журнал «Ребенок в детском саду» 2003год №3,4,5.)

Приглашали детей из других групп для ознакомления с коллекцией, где дети были экскурсоводами.

Трудно переоценить значение коллекционирования в познавательном и речевом развитии детей.

Всем рекомендую.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Конспект НОД познавательного развития для старших дошкольников «Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия»Конспект НОД познавательного развития для старших дошкольников «Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия» Муниципальное образовательное учреждение «СОШ с. Берёзовка» структурное подразделение Конспект НОД познавательного развития для старших.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Дидактические игры на липучках как средство познавательного развития дошкольников «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, знаний, мышлений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коллекционирование. Коллекция часов как средство познавательного и речевого развития старших дошкольников
Опубликовано: 26 октября 2024 в 11:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коллекционирование. Коллекция часов как средство познавательного и речевого развития старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Чиркова Ольга Петровна (УИ 1210514) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД