Ольга Токарева
Конспект развлекательно-познавательного мероприятия по приобщению к народной культуре «Катись-катись, яблочко»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организации и проведения развлекательно познавательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к народной культуре
«Катись-катись яблочко»
Конспект составила и провела занятие
в рамках Муниципального профессионального
конкурса «Воспитатель года
музыкальный руководитель ВКК
МКДОУ БГО Центра развития ребенка –
детского сада№11
Токарева Ольга Станиславовна
Борисоглебск 2016
Публикация «Конспект развлекательно-познавательного мероприятия по приобщению к народной культуре „Катись-катись, яблочко“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Темочки
Задачи:Продолжать знакомить детей с историей родной страны,приобщая к русской народной культуре, посредством устного народного творчества и музыкального фольклора. Развивать интерес к народному быту, обычаям и музыкальному творчеству. Познакомить детей с народной культурой прошлого,с устройством русской избы, предметами старины, образом жизни людей того времени. Развивать умение детей правильно интонировать мелодию в попевках, чувство ритма в процессе игры на ложках. Совершенствовать музыкально ритмические движения в игре- пляске «Карусель». Способствовать развитию положительной социально-эмоциональной сферы в процессе слушания русских и казачьих песен. Воспитывать нравственность на основах народного творчества чувства красоты и любознательности, художественный вкус, уважение к прошлому нашей Родины, чувство сопричастности с родной культурой.
Обогащение словаря: Русь, рубаха, юбка-понёва, лапти, изба, ухват, кукла пеленашка. Интеграция образовательных областей ФГТ: познание, коммуникация,социализация, музыка,художественное творчество, интеграция образовательных областей ФГОС: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно эстетическое развитие.
Предшествующая работа:Совместная работа с педагогами и родителями по
ознакомлению детей с историей родной страны, экскурсии в краеведческий музей, знакомство с народными промыслами, фольклором, устным народным творчеством, русским национальным костюмом.
Оборудование: мультимедийное оборудование с тематическими сладами. Аудио и видеозаписи русских народных плясовых мелодий, мини музей русской избы с внутренним убранством и предметами обихода, русские народные костюмы, ярмарочная карусель, русские народные музыкальные инструменты.
Ход занятия:Предлагаю детям привести себя в порядок и сесть поудобнее. Говорю детям: «Сегодняшняя наша встреча будет необычная, а о чём пойдёт речь, я вам сейчас расскажу. Мы живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?»
Дети: Россия
- Россия – это очень большая страна. Чтобы проехать её на поезде, потребуется целая неделя. А на быстром современном самолёте целый день. Как велика наша земля, как широки просторы, озёра, реки и поля, леса и степь, и горы. Раскинулась моя страна от севера до юга, когда в одном краю весна, в другом – снега и вьюга.
Вопрос детям: «Кто знает, как с любовью называли нашу Родину в старину и как называют сейчас. Ответы детей: матушка Россия, родная сторонушка, родина мать Русь великая, земля кормилица, гордая Россия.
- Ребята, вы хотите увидеть, как жили в старину на Руси?»
С помощью мультимедийного оборудования рассказываю детям, о том, как жили люди в древней Руси.
Предлагаю детям сесть вокруг экрана. Обращаю внимание на иллюстрации фрагментов деревенского быта.
1 слайд. Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.
Дети: 2слайд: «Катись, катись яблочко по блюдечку,покажи нам Русь-матушку»
Дети:Слава нашей стороне, слава русской старине.
3 слайд. И про эту старину, я рассказ сейчас начну,
Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.
4 слайд:столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.
5 слайд: жители этих деревушек работали в поле и на огороде, ухаживали за домашними животными.
6 слайд: ловили рыбу, охотились, собирали ягоды и грибы
7 слайд: пекли пироги в жарких русских печах, щи да кашу варили.
9 слайд: украшали окна деревянной резьбой, лепили из глины, мастерили из дерева посуду и игрушки,
11 слайд: плели кружева, вышивали
13 слайд: мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего души.
-А хотите отправиться в путешествие по древней Руси?
В этом нам поможет машина времени.
-Чтобы отправиться в путешествие на машине времени, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова. Раз, два, три – покружись,В древнем мире окажись
Дети и педагог перемещаются в древнюю Русь, переодеваются в русские народные костюмы. Звучит колокольный перезвон
Дети открывают глаза, рассматривают себя в костюмах.
-Ребята,посмотрите,во что мы свами одеты?
Дети:В русские народные костюмы.
-У каждого народа издревле был свой национальный костюм, свои традиции обряды, кухня, мы свами живём впрекрасноми богатейшем воронежском крае,наш костюм отражает историю родного края, его обычаи и природу,давайте его рассмотрим.
Дети:Белый цвет обозначал свет, легкость, чистоту во всём. Черный цвет - цвет земли и плодородного чернозёма.
- Правильно ребята. Чёрный цвет - был один из самых любимых в Воронежском крае, потому что он отражал главное богатство нашей стороны - чернозём.
Дети: Красный цвет обозначал любовь и считался праздничным, «красный», значит «красивый», «дорогой».
-Посмотрите на меня: белая рубаха, расшитая орнаментом и тесьмой и юбка-понёва с фартуком украшенным кружевом и вышивкой, обувьлапти, так выглядит традиционный народный воронежский костюм. И вы дети, тоже одеты в русские народные костюмы. Сегодня хозяйкой буду я, но что бы попасть ко мне в гости, надо загадку отгадать.
Стоит жилище,деревянные бочища,
Внутри печь да дрова,это русская (изба)
-Молодцы!Проходите гости дорогие!Смотрите, вот так жили люди в старину.
Дети проходят в избу и рассматривают предметы быта.
-А сейчас я загадаю вам ещё одну загадку.
Она стоит в русской избе,от неё тепло везде.
Вы поймете, о чём речь, это русская (печь)
-Главным в избе всегда была печь. Для чего нужна печь?
Дети: Давала тепло, в ней готовили еду, сушили ягоды грибы,на печи спали.
-Вы знаете пословицы и поговорки про печь? Давайте поиграем!
Нам поможет горшочек. Дети встают в круг и передают горшочек со словами «Ты горшочек наш беги, на ком остановился, расскажи». У кого оказался горшочек, должен рассказывает поговорку и пропевают, интонируя звуки разной высоты (до, ми, соль).
- Что есть в печи, всё на стол мечи.
-Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи!
- Молодцы! Отгадайте следующую загадку.
Рогат, да не бык, хватает, да не сыт
Людям отдаёт, а сам отдыхать идёт. (Ухват)
- Для чего он нужен? (ответы детей).
Всегда русский народ был весёлым добрым храбрым, а главное гостеприимным. Любили гостей в дом звать столы накрывать,пирогами блинами мёдом да кашей угощать. И для этого в домах была посуда, ребята,из чего делали посуду в те времена?И посуду не только к столу подавали, а ещё её использовали как музыкальные инструменты. Как вы думаете, что люди использовали, как музыкальные инструменты?
Дети: Ложки.
Песня «Ложки расписные» (муз. И слова З. Я. Роот)дети поют и играют на ложках
Мультимедиа
-Наша Россия богата реками и лесами, полями и просторами, а какие реки нашего края вы знаете?
Дети: Ворона, Хопёр,Савала,Дон.
-Он широкий и глубокий, величавый Тихий Дон
Край казачий, край раздольный, всюду лесом окружён. Песни у казаков – весёлые и раздольные как степи, а я уже слышу, чьи то голоса.
С русской народной песней «Я на печке молотила» заходит ансамбль «Казачья воля».
- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.
Дети: Здравствуйте, станичники! (отдают низкий поклон).
Казаки: Здравствуй, хозяюшка! Шли мы мимо, да услышали шум да веселье и решили заглянуть к вам.
-Милости просим! Проходите, присаживайтесь.
Казаки:Мы с веселой песней дружим,по-казачьи говорим.
Хорошо живем, не тужим,со сметаной хлеб едим.
Старину мы уважаем,старину мы бережем.
О Донском старинном краепесни звонкие поем.
-А не поиграть с нами не хотите, гости дорогие?
Казаки: А от чего ж не поиграть!
Игра «Карусель»
- Мы с вами громко пели и не заметили, что стоит в углу? Посмотрите, что это?
Дети: маленькая кроватка
-Как она называется и для чего она?
Дети: колыбель, чтобы качать малыша.
-А что вы ещё увидели в колыбели?
Дети: тряпочных кукол.
-Такие куклы назывались пеленашками. А вы хотите научиться делать такую куклу?
Дети:Да.
Делаем куклу пеленашку.
-В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- «Бессоницу» и кидала ее в колыбель, приговаривая: «Сонница-бессонница,не играй с моим дитятком,а играй этой куколкой.»Мама пела колыбельную малышу и тот быстро засыпал. Берите своих кукол, садитесь поудобнее, и давайте споём им колыбельную песню.
Казачья колыбельная песня (сл. М. Ю. Лермонтова)
-Ребята, давайте наших кукол подарим гостям, но сначала надо пожелать что-нибудь хорошего и доброго. Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку?
-Я хочу вам всем пожелать мира и добра! (продолжают дети)
-Пришло время расставанья. До свиданья! До свиданья!
Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям.
Казаки уходят
Вот и подошло к концу наше путешествие. Чтобы отправиться домой нам нужно снова сказать волшебные слова: «Раз, два, три покружись, в своём мире окажись!»
Звучит волшебная музыка, дети переодеваются и возвращаются в группу
Мольберт с иллюстрациями
-Ребята, посмотрите на картинки и выберите то, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии ( иллюстрации: карусель, куклапеленашка, фото казаков, глиняная посуда, деревянные ложки).
Дети расставляют картинки, с понравившимися сюжетами «путешествия» и голосуют за них цветными магнитами.
-Мы с вами сегодня славно попутешествовали и немного устали, пришла пора попить чайку с медком и крендельком.