Кононова Наталия Владимировна
Картотека подвижных игр для старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры для старшей группы
1. МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ
ЦЕЛЬ: Развивать внимание. Воспитывать выдержку.
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ. Играющие выбирают водящего. Игроки, кроме водящего, становятся в круг на расстоянии вытянутых рук и обводят мелом вокруг ног небольшие кружочки. Водящий становится в середину большого круга.
Публикация «Картотека подвижных игр для старшей и подготовительной групп» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подвижные игры для детей
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Игра начинается по указанию руководителя. Водящий ходит между игроками зигзагом. Проходя мимо какого-либо игрока, он говорит: «Море волнуется!» Игрок, которому водящий сказал эти слова и слегка коснулся его плеча, присоединяется к нему. Таким образом водящий приглашает игроков следовать за собой. Когда соберет в колонну приблизительно половину или всех играющих, если их мало, он водит их по всей площадке. Игроки подражают движениям волн. Водящий говорит: «Море спокойно!» Игроки стараются встать в один из кружков. Водящий также старается занять один из кружков. Оставшийся без кружка становится водящим, и игра повторяется.
ПРАВИЛА ИГРЫ. 1. Бежать к кружкам разрешается только после команды «Море спокойно!». 2. Не разрешается выталкивать друг друга из кружков.
2. ИГОЛКА, НИТКА И УЗЕЛ
ЦЕЛЬ: учить действовать согласованно друг с другом; ловкость и быстроту.
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ. Играющие выбирают троих водящих — «иголку», «нитку» и «узел». Кроме водящих, все соединяют руки и становятся по кругу. Водящие становятся полукругом.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Игра начинается по указанию руководителя. «Иголка» бегает зигзагом под руками игроков, стоящих по кругу. Задача водящих: «нитка» должна догнать «иголку», «узел» — «нитку». Нитка и узел бегут за иголкой в том же направлении. Если узел догонит нитку или нитка — иголку, а также если нитка и узел перепутают путь движения за иголкой, то выбирают новых водящих, и игра начинается сначала.
ПРАВИЛА ИГРЫ. 1. Игрокам, стоящим по кругу, не разрешается трогать водящих руками и мешать им. 2. Нитка и узел должны бежать по тому же пути, что и иголка.
3. ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ
Цель: Учить детей ловить мяч. Развивать ловкость и внимание, быстроту. Закрепить название рыб, птиц.
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ. Играющие садятся по кругу. Руководитель с мячом в руках становится в середине круга.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Игра начинается по указанию руководителя, который бросает любому из игроков малый мяч, называя одно из слов: земля, вода, воздух. Например, он говорит: «Вода». Игрок, которому руководитель бросил мяч, должен поймать его и быстро назвать рыбу или животное, живущее в воде (например, щука). Если учитель называет слово «воздух», то нужно назвать какую-нибудь птицу. После этого игрок бросает мяч другому игроку, называя одно из указанных слов. Можно в промежутке сказать: «Огонь». Тогда игрок должен ответить: «Горит, горит!» Игрок, допустивший ошибку, садится на расстоянии одного шага за круг и сидит до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не допустит ошибку. Тогда тот садится за круг, первый идет на свое место в кругу. Побеждает игрок, ни разу не допустивший ошибку.
4. ФИЛИН И ПТАШКИ
ЦЕЛЬ: Развивать у детей ловкость и быстроту. Закрепить название птиц.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Играющие выбирают филина, он прячется в свое гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие «летят» по площадке. На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.
УКАЗАНИЯ. Перед началом игры, играющие называют птиц, голосу которых смогут подражать. Гнезда птиц и филина лучше устраивать на высоких предметах. Прячутся каждый в своем гнезде.
5 ВОЛК ВО РВУ
ЦЕЛЬ: Учить детей перепрыгивать. Развивать ловкость.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий - волк. Остальные дети — козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова «Козы, в поле, волк во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осалить прыгающих коз. Oсаленный ходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2—3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.
УКАЗАНИЯ. Коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно выбрать 2 волков.
Подвижные игры для подготовительной группы
1. ПЕРЕМЕНА МЕСТ С ВЫЗОВОМ
ЦЕЛЬ: РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ, ЛОВКОСТЬ, БЫСТРОТУ.
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ. Играющие выбирают водящего. Играющие, кроме водящего, становятся в шеренгу и рассчитываются на группы по 3—5 человек (но не больше, в зависимости от количества играющих. Каждый игрок должен запомнить свой номер. Группы размещаются по окружности, в центре которой становится водящий. В каждой группе играющие берутся за руки, образуя свой кружок.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Руководитель дает команду: «Вправо (или влево) по кругу марш!» Играющие каждой группы, не размыкая рук, начинают медленно двигаться вправо (или влево) до следующей команды: «Поменяться местами!» После краткой паузы, отделяющей предварительную часть команды от исполнительной, руководитель называет номер, игроки под этим номером должны поменяться друг с другом местами.
2. ЗАПРЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ
ЦЕЛЬ: Развивать память, мышление, внимание.
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ. Играющие построены по кругу. Руководитель также становится с играющими в круг.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Руководитель предлагает играющим выполнять за ним все движения, за исключением запрещенного, заранее им установленного. Например, запрещается выполнять движение «поставить руки на пояс» или «одна рука вперед — вверх, другая — назад — вниз». Руководитель делает разные движения, играющие повторяют их. Неожиданно руководитель делает запрещенное движение. Кто из играющих ошибется и выполнит его, тот делает шаг назад за круг и продолжает игру. Как только ошибется другой игрок, тот выходит за круг, а первый возвращается на свое место. Победителями считаются те игроки, которые ни разу не были за кругом. Игра проводится 3—4 минуты.
ПРАВИЛА ИГРЫ. 1. Все играющие должны повторять движения за руководителем. Игрок, не повторяющий движения, делает шаг назад, за круг. 2. Упражнения следует делать быстро.
ВАРИАНТ ИГРЫ. Играющие строятся в две—четыре колонны, и игра проводится на соревнование. За каждую допущенную ошибку команда получает штрафное очко. Побеждает команда, набравшая меньшее количество очков.
3. ШМЕЛЬ
ЦЕЛЬ: Учить детей прокатывать мяч двумя руками, стараясь осалить другого.
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ. В игре могут принять участие от 10 до 20 человек. Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Мяч перекатывается внутри круга по земле. Играющие руками отбивают мяч от себя, стараясь осалить им другого. Мяч — это шмель. Если кто-либо не успеет отбить мяч и будет осален им (не выше колен, то считается ужаленным. Он поворачивается спиной к центру круга и в игре участия не принимает до тех пор, пока не будет осален следующий. Тогда первый ужаленный вновь вступает в игру, а второй поворачивается спиной к центру. Ловить мяч и отбивать его ногами нельзя.
4. Охотники и утки
ЦЕЛЬ: Учить детей бросать мяч в цель. Развивать ловкость и быстроту.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Взявшись за руки, играющие составляют круг. Рассчитавшись на первый – второй, образуют 2 команды: одни – охотники, другие - утки. Охотники остаются на своих местах в кругу, а утки выходят в средину круга. Перед носками стоящих в кругу проводится черта, за которую охотникам переступать нельзя. Охотники перебрасывают мяч, стараясь попасть им в уток. Утки убегают, увертываются от мяча. Утка, которую задел мяч, считается подстреленной и выходит из круга. Через некоторое время по сигналу воспитателя охотники подсчитывают свои трофеи. Команды меняются ролями.
УКАЗАНИЯ. Ударять мячом можно только по ногам.
5. СТОЙ!
ЦЕЛЬ: Развивать ловкость и внимание. Учить ловить мяч; бросать мяч в цель.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети стоят с воспитателем. Он подбрасывает мяч высоко вверх и называет имя ребенка. В этот момент все дети разбегаются в разные стороны. А тот, чье имя было названо, быстро подбегает, ловит мяч и кричит: «Стой!» Все играющие останавливаются на том месте, где их застал сигнал. Водящий бросает мяч в кого-нибудь из играющих. Если он попадет, ребенок быстро ловит мяч, кричит: «Стой!» — и бросает мячом в кого-нибудь из играющих и т. д. Если водящий ни в кого не попадет, он бежит за мячом, берет его и снова бросает до тех пор, пока не осалит кого-нибудь. когда водящий бросает мяч, все должны находиться на своих местах. Можно увертываться: нагибаться, приседать, отклоняться в сторону, подпрыгивать и т. п.
УКАЗАНИЯ. Воспитатель объясняет детям, что, бросая мяч, надо целиться в ноги. Нарушающих это правило он вначале предупреждает, а затем выводит из игры.