Екатерина Абдуллаева
Картотека игр на развитие речи по коррекции моторной алаллии
▼ Скачать + Заказать документы
«КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО КОРРЕКЦИИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ»
Выдающийся лингвист А. Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет отдельную роль. …оно является основной единицей речи, как орудия мышления и обобщения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде освоения предложений различных типов».
Публикация «Картотека игр на развитие речи по коррекции моторной алаллии» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь. Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. Коррекционная работа по преодолению алалии направлено на развитие речи при ее полном отсутствии или выраженном дефиците, при сохранности слуха и интеллекта.
Начиная работу, логопед строит ее на базе того, что уже достигнуто ребенком. При этой речевой патологии страдает грамматика речи, активный словарный запас, произношение отдельных звуков или целых звуковых групп, но понимание речи практически не страдает.
Обязательное условие продуктивной работы – многократное повторение одного и того же речевого материала. Здесь мы предлагаем вашему вниманию разработанную нами картотеку на развитие речи по коррекции моторной алалии, чтобы сделать занятия интересными для детей.
Цель – научить сознательному анализу речи, развитьфонематическое восприятие и понимание речи.
Коррекционно-развивающая работа направлена в первую очередь на создание механизмов речевой деятельности, решается посредством ряда поставленныхзадач.
Задачи:
• формируем коммуникативные намерение;
• овладение механизмов грамматики, принципам ее действия (происходит отбор лексико-грамматических средств).
Оборудование и материалы:
Картотека дидактических игр :
1. Дидактический материал по построению двухсоставной фразы.
2. Дидактический материал по отработке единственного и множественного числа.
3. Дидактический материал по составлению предложения из трё х слов: подлежащего, сказуемого и прямого добавления.
4. Дидактический материал по тренировки умения пересказывать короткие рассказы близко к тексту.
5. Игры и упражнения по развитию речи :
• игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей
• игры по лексическому развитию в процессе ознакомления с явлениями природы
• игры на активизацию ассоциативных смысловых связий между словами
• игры и упражнения для ознакомления дошкольников с языковыми явлениями. Ознакомление с синонимами.
• игры на формирование эмоционально –оценочной лексики.
В нашей картотеке подобран лексический и дидактический материал, который способствует интересному многократному упражнению детей в построении простой двухсоставной фразы (предмет и его действие) и употреблении ее в речи.
1. В первом дидактическом наборе берутся ранее усвоенные ребенком названия шести игрушек: кошка, мишка, петух, заяц, поросенок, кукла. При этом дети могут их называть более простыми по структуре словами: кошка - киса, мишка - миша, поросенок - хрюша, петух - петя, заяц - зая, кукла - ляля. На данном этапе не так важно звукопроизносительное качество слов. Необходимо их многократное повторение, употребление в разных ситуациях, что будет способствовать пониманию, уточнению, расширению, а также совершенствованию словаря, т. е. постепенному
улучшению его звукослоговой структуры. На данной стадии работы над фразой даются семь наиболее доступных пониманию детей и часто употребляемых глаголов, обозначающих следующие действия: идет, бежит, сидит, спит, едет плывет, летит. Каждый глагол сначала отрабатывается с указанными шестью игрушками: ляля идет, миша идет, хрюша идет, зая идет, киса идет. Логопед или воспитатель говорит: «мишка идет» и прямым указательным пальцем показывает на рисунок, который называется. Формируется не только проговаривание фраз, но и их понимание. Когда все картинки названы, взрослый дает инструкцию «Миша идет. Покажи где». Если ребенок затрудняется показать, взрослый помогает, показывая его пальцем названную картинку. По инструкции «Миша идет. Закрой картинку» ребенок кладет на нее (сам или с помощью педагога) фишку. Когда закрыты все картинки, инструкции меняются: «Миша идет. Открой картинку». Ребенок сам или с помощью педагога поочередно открывает все картинки. Ребенок должен вслушиваться, понимать инструкции взрослого. После глагола «идет» в том же порядке отрабатывается следующий - «бежит». При отработке этих двух глаголов последовательность расположения картинок на листе одинаковая, чтобы на начальном этапе ребенку было легче ориентироваться. Затем идет дифференциация глаголов «идет - бежит». Здесь уже меняются местами картинки с действующими персонажами. Даются действия «идет», справа - «бежит». Затем слева - «бежит», справа - «идет». Дети не должны привыкать к определенному расположению материала, механически показывать картинки и повторять фразу. Необходимо приучать вслушиваться в речь взрослых, понимать ее, ориентироваться и находить нужную картинку. В дальнейшем, при предъявлении нового материала, расположение предметов меняется местами. Изменение расположения персонажей способствует выработке концентрации, устойчивости, переключаемости внимания, совершенствованию зрительного восприятия. Каждый новый отработанный глагол дифференцируется со всеми пройденными. Постоянная работа по дифференциации глаголов способствует осознанию ребенком их значения. После отработки всех глаголов и их дифференциации даются на одном листе различные действия, производимые одним персонажем. Если раньше ребенок ориентировался на первое слово - предмет, а потом уже называл действие - одно для всех предметов, то теперь он должен ориентироваться на второе слово - глагол, обозначающий различные действия. Количество занятий на отработку одного действия, или дифференциацию двух действий у каждого ребенка разное, в зависимости от того, как он усваивает материал. Сначала требуется больше времени, потом обычно усвоение идет быстрее. Однако на одно занятие не стоит брать больше одного действия и не более двух действий для дифференциации. Выполнение нескольких действий одним персонажем дается на одном занятии, другим на следующем и т. д. При повторении пройденного материала ребенку можно задавать дополнительные вопросы, заставляющие его лучше слушать, смотреть и думать.
Например: «Скажи (покажи, кто сидит на коврике? Кто сидит на пеньке? Кто плывет в лодочке?» и т. п. Это способствует не только развитию речевого слуха, пониманию речи, но и подготавливает ребенка к ведению диалога.
2. В работе со вторым набором дидактического материала хотелось бы научить ребёнка слышать и различать окончания единственного и множественного числа существительных на «-ы –и» или «-а - я» и глаголов с окончанием «-ут -ют» или «-ат -ят» и использовать их в речи при составлении предложений из двух слов: подлежащие и сказуемое.
3. В третьем дидактическом наборе мы учим ребёнка составлять предложение из трё х слов: подлежащего, сказуемого и прямого добавления. Логопед говорит все предложения, ребёнок находит соответствующие картинки и закрывает их фишками («Скажи - девочка рисует что?»). Ребёнок сопряжено, отражённо или самостоятельно говорит простые распространенные предложения из трёх слов. По такой схеме можно отработать все предложения.
4. Четвёртый дидактическийнабор предназначен для обучения детей, понимать содержание текстов, тренировать умение пересказывать короткие рассказы близко к тексту. Каждый рассказ дается на отдельной карточке и сопровождается вопросами по содержанию текста.
5. Пятый дидактический набор предназначен для обучения детей развитию речи :игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей; игры по лексическому развитию в процессе ознакомления с явлениями природы; игры на активизацию ассоциативных смысловых связей между словами; игры и упражнения для ознакомления дошкольников с языковыми явлениями. Ознакомление с синонимами; игры на формирование эмоционально – оценочной лексики.
В заключении хотелось бы повториться: «О чем нужно помнить, проводя коррекционную работу?».
Не переусердствовать с повторением, отраженной речью. Ребенок должен активно усваивать речь через предметно – практическую деятельность, накопление сенсорного опыта. Повторять в разных ситуациях, выполняя разные действия, осмысленный повтор.
Если дети безречевые, то начинать со звукоподражательных междометий. Если есть полноценные слова, сразу переходим на более высокий уровень. Но вначале многосложные заменяем на слова более простой слоговой структуры (не корова, а бык, не собака, а пес).
Вопросы коррекции звукопроизношения отодвигаем на второй план. Вначале запустить механизм языка.
Основа речи – опора на предикацию. НЕ сидеть долго на этапе номинации, не заучивать названия, отмечать функции, назначение, действия с предметами.
Пропозиционирование – построение суждения о конкретном предмете, действии (что видит, чувствует, делает).
Согласование речи и движения, рифмовки с движениями, плюс интонация (если не говорит, то интонация – уже речь). Жесты и мимика – предложение невербальное. Это кинетическая речь. Пока нет вербальных возможностей, можно использовать. Глаголы показывать через пантомимику. Сказку рассказывать мимикой, жестами, междометиями. Педагог оречевляет за ребенка. Это рассматривается как фразовая речь.
Исключить языковой формализм – не заучивать понятия. Все, что даем должны понимать. Эффективно давать в оппозиции (большой – маленький, тихо - громко). На контрасте, противопоставлении хорошо понимают и быстрее усваивают.
Вся работа должна быть положительной для ребенка. Очень важен эмоциональный настрой. Начинать со зрительного восприятия, фиксировать объект и прослеживать глазами, затем подключать другие ощущения.
Список использованных источников
1. ЖуковаН. С., Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева:Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М. ,1973.
2. Жукова Н. С. Формирование устной речи : Учебно-методическое пособие. - М: Соц. - полит. журнал, 1994.
3. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М., 1977.
4. Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дефектология» / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. ; Под ред. Л. С. Волковой. - М. : Просвещение, 1989.
5. Автор: Новикова - Иванцова Т. Н. Название: От слова к фразе. Издательство: М. : 2006