Елена Ильина
Картотека игр для развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр для развития фонематического слуха
3 – 4 года
Начинать слуховые тренировки следует с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи.
1) «Что звучит за окном?»
- что шумит? Что гудит? Кто кричит?
2) «Громкие подсказки»
Публикация «Картотека игр для развития фонематического слуха» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Взрослый прячет игрушку, а ребёнок должен найти её, ориентируясь на силу ударов (если подходит близко к игрушке, то громкое звучание; если отходит далеко, то тихое звучание). Можно поменяться ролями, чтобы малыш мог сам создавать звуки.
3) «Узнай, что звенит (гремит?»
На столе несколько звучащих предметов. Вначале слушаем как звучит каждый, затем закрываем их ширмой, и ребёнок угадывает по звуку.
4) «Узнай по голосу»
Ребёнок отворачивается, а кто-то из детей его зовёт. Ребёнок должен назвать имя того, кто его позвал.
5) «Где звенит?»
Ребёнок садится на стул, ему завязывают глаза и звенят в колокольчик (справа, слева, сверху, снизу). Ребёнок должен назвать, где звенит.
6) «Высоко – низко»
Взрослый играет на металлофоне, если звук низкий, то ребёнок приседает, высокий звук – ребёнок тянется руками вверх.
7) «Повтори за мной» - взрослый отстукивает ритм в ладоши, а ребёнок пытается повторить
4 – 5 лет.
1) «Звуковые песенки»
Взрослый называет короткие звукосочетания «ау», «иа», «уа», «оо», а ребёнок вначале определяет 1-й звук в слове, затем – поднимаем карточку с соответствующей буквой
2) «Алёнушка-рёвушка» - у детей на столах карточки, на которых нарисованы точки от одной до четырёх.
Взрослый показывает куклу и читает стихотворение
- У нас живёт Алёнушка,
- Плакса-девочка и рёвушка.
Взрослый объясняет детям, что Алёнушка умеет плакать: если ей хочется лимон, то она плачет – А; если яблоко, то А-А; если грушу, то – А-А-А, а если банан, то – А-А-А-А.
- Как можно назвать одним словом яблоко, лимон, грушу, банан? (фрукты).
- А теперь послушайте внимательно и скажите, чего хочет Алёнушка?
Взрослый произносит звук А определённое количество раз (один, два, три, четыре раза, а дети показывают карточку с таким же количеством точек и называют нужный фрукт.
3) «Подбери нужное слово»
Взрослый показывает и называет детям картинки (дом, сом, ком, гном, затем читает стихотворение, а дети подбирают подходящее слово
- Я опять задачу дам – всё расставить по местам:
- Что скатали мы зимой? (ком)
- Что построили с тобой? (дом)
- На крючок в реке попал? (сом)
- Может всё, хоть ростом мал? (гном)
5-6 лет
1) «Найди звук»
Рассмотреть сюжетную картинку и назвать предметы, в которых есть нужный звук. Можно за каждое слово давать фишку и в конце игры сосчитать, у кого сколько фишек
2) «Придумай слово»
Дети встают в круг, взрослый говорит звук с которым нужно придумать слово, дети передают мяч и называют слово. Если не назвал – выбываешь из игры. Побеждает тот, кто остался последний.
3) «Послушай – повтори»
Ребёнок хлопает в ладоши столько раз, сколько взрослый стукнет
4) «Общий звук»
Взрослый называет слова, в которых есть общий звук (коса, свет, колос, санки, плакса, а ребёнок называет общий звук
5) «Кто больше?»
Собрать картинки с заданным звуком
6) «Назови звук»
Назвать первый (последний) звук в слове.
7) «Лови звук»
Взрослый называет слова, а ребёнок хлопает, когда услышит заданный звук.
8) «Подушечка – кирпичик»
Определение мягкости – твёрдости звука. Взрослый говорит слова, начинающиеся на согласный звук. Если в начале слова мягкий звук, то дети говорят «подушечка», если твёрдый, то «кирпичик». Проводим с использованием изображений кирпичика и подушки.
9) «Собери бусы», с использованием пуговиц или пробок.
Взрослый называет слово, а ребёнок выкладывает столько пуговиц, сколько звуков в слове.
10) «Квартира звука» - используем карточки-прямоугольники, разделённые на три части.
Взрослый называет слово, а ребёнок ставит пуговицу на начало, середину или конец карточки (в зависимости от того, где находится звук).
Подготовила:учитель-логопед Е. А. Ильина