Гузель Мустаева
Конспект занятия «Канон. Полифония. Многоголосие. Выразительные элементы в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Советский районный Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»
Методическая разработка занятия
Тема: «Канон. Полифония. Многоголосие. Выразительные элементы в музыке»
Блок «Вокальное творчество»
Разработала педагог дополнительного образования
Мустаева Гузель Наилевна
Агириш
2015 год
Дата проведения:
Время проведения:
Место проведения: МБОУ СОШ пгт. Агириш
Публикация «Конспект занятия „Канон, Полифония, Многоголосие, Выразительные элементы в музыке“» размещена в разделах
Направленность: художественно-эстетическая
Тема занятия : Канон. Полифония. Многоголосие. Выразительные элементы в музыке.
Тип занятия :
- формирование новых знаний.
Цель:
- Познакомить учащихся с явлением полифонии, канона в музыке и раскрыть выразительные особенности многоголосия.
Задачи:
обучающие:
1. - формирование правильного воспроизведения полученных знаний на практике,
2. - передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании,
3. - закрепление умения слушать и слышать себя в процессе исполнения,
развивающие:
4. - развитие навыков полифонического мышления,
5. - формирование общего кругозора,
воспитательные:
6. - развитие эстетического вкуса,
7. - развитие воли и управления своим поведением.
Виды деятельности:
- слушание музыки, смотр видео - материала, вокально-хоровая работа.
Оборудование для педагога:
- видео - материалы;
- технические средства - компьютер, проектор, микрофоны, акустическая система;
- музыкальная аппаратура - синтезатор.
Методы и приемы:
- наблюдение,
- использование видео - материала,
- аналитический,
- практический,
- наглядный.
Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение полифонических пьес.
Уровень исполнения: хороший. Учащийся самостоятельно оценивает свои достижения. Педагог эмоционально поддерживает ребенка.
Задание на дом: закрепление знаний по полифонии, работа над голосами в полифонии.
Перспектива на следующее занятие : готовность изучать новый материал, уметь использовать изученный материал в последующих занятиях.
План занятия :
1. Организационный момент (1 мин)
2. Подготовительный этап: сообщение темы, целей занятия(2 мин)
3. Слово педагога по теме урока (23мин)
4. Распевание (4 мин)
5. Выполнение задания (15 мин)
6. Подведение итогов (3 мин)
Этап занятия Содержание занятия
1. Организационный момент (1 мин)
2. Подготовительный этап: сообщение темы, целей занятия (2 мин)
3. Слово педагога по теме урока (23 мин)
4. Распевание (4 мин)
5. Выполнение задания (15 мин)
6. подведение итогов (1 мин)
- здравствуйте дорогие воспитанники!
(здравствуйте)
- присаживайтесь по удобнее, сегодня мы с вами познакомимся с новой темой, весьма интересной!
Педагог сообщает тему занятия. Затем доносит цель и задачи, поставленные для изучения темы. И приступает к самой теме.
- Сегодня мы с вами познакомимся с выразительными возможностями, то есть узнаем какие же выразительные элементы существуют в музыке. Это такие элементы, как Канон, Полифония и Многоголосие. Для этого мы с вами просмотрим видео-материал, после чего мы с вами обсудим и попробуем исполнить песню «Славим Мир на планете». Эта песня канон – как мы с вами выясним позже.
1.1. (Смотрим видео материал – Шишкин лес «Канон»)
1.2. Начинаем краткое обсуждение просмотренного видео:
1.3. – Мы с вами посмотрели видео, что же такое канон? Кто мне скажет?
1.4. Воспитанники дают определение, что такое канон.
1.5. – Замечательно! А теперь мы с вами посмотрим второй виде-материал и узнаем, что же такое полифония. Готовы?
1.6. (да)
1.7. (Смотрим второй видео-материал – Шишкин лес «Полифония»)
1.8. По завершению видео-материала, мы начинаем обсуждение темы:
1.9. – Понравился материал?
(понравился)
Так что же такое полифония?
Дети дают, определение, что такое полифония.
- А теперь давайте посмотрим третий видео-материал! И, наконец, узнаем, что же такое Многоголосие? Ведь именно к этой главной теме мы должны прийти. Готовы?
(готовы)
Идет просмотр третьего видео-материала Шишкин лес «Многоголосие».
- Ну вот и все! Мы с вами узнали, что же такое многоголосие! Дайте определение.
Дети дают определение.
- Конечно же! Вы правы! И как выяснилось, голосов в хоре у нас может быть много! И вместе они создают многоголосие! Канон – форма многоголосной музыки. В музыке каноном называется полифоническое произведение, в котором основная мелодия сопровождается подобными ей, вступающими через некоторый промежуток времени. То есть мелодия повторяется как эхо. Полифония - склад, вид многоголосной музыки. То есть если перевести слово, то получится много звуков! Канон, полифонии являются важнейшими средствами художественной выразительности музыкальной композиции! Многоголосие – это склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов!
- Теперь давайте распоемся, разогреем свой голосовой аппарат! Давайте вспомним наше упражнение на звуки «ми-ма-мэ-ма-мо-му». Упражнение «Жук». Исполняются упражнения воспитанниками (прилагается видео-материал).
- Ну вот, теперь мы с вами распелись, разогрели свой голосовой аппарат и попробуем спеть наше произведение? Готовы?
(да)
- хорошо, так как петь многоголосие не так уж и просто, мы с вами попробуем спеть канон, разбиться хотя бы на два голоса.
Дети встают в хор, педагог делит детей на два голоса (по голосам).
- Теперь мои дорогие мы начинаем разучивать первую партию, вы готовы?
(да)
Дети с педагогом разучивают первую партию.
- Так как канон, как мы с вами выяснили, мелодия повторяется, вы помните?
(да, помним)
- Мелодия та же самая, что в обоих голосах, только вторым голосам придется немного посложнее, вы же смотрели видео-материал? И помните, что мелодия запаздывает и следом вторит за первым голосом, за первой партией.
(да)
Дети с педагогом начинают соединение партий по голосам.
- Ну вот, видите? У нас уже что то прорисовывается?
- Да мои дорогие воспитанники, это не так уж и просто, но в дальнейшем мы с вами будет осваивать прием многоголосия, потому что это очень красиво, когда поют несколько голосов!
- Ну что мои дорогие? Вам понравилось сегодняшнее занятие?
(да, понравилось)
- я очень рада! До свидание!
(До свидание)
Самоанализ педагога: Занятие прошло в режиме диалога обучающегося с педагогом. Атмосфера – творческая, доброжелательная. Тема занятия в целом раскрыта, поставленные задачи решены: выучены темы по голосам.