Марина Агеева
«Как вырастить маленького исследователя» (опыт работы)
Условие развития познавательного интереса – это практические и исследовательские действия ребенка. Наиболее эффективными средствами формирования познавательного интереса у дошкольников являются экспериментирование с новым материалом и моделирование игровых проблемно-практических ситуаций.
Публикация «„Как вырастить маленького исследователя“ (опыт работы)» размещена в разделах
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания
Проблема заключается в том, что в реальной деятельности дошкольных учреждений метод экспериментов применяется неоправданно редко. Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений моей работы в рамках программы изучение особенностей детского экспериментирования и внедрения его в своей практической деятельности.
У нас в группе создан центр детского экспериментирования, в котором дети занимаются практической исследовательской и экспериментальной деятельностью. Он оборудован в соответствии с познавательными потребностями детей-дошкольников.
Главная цель нашего центра - создание условий для получения первичного опыта ребенка с разными источниками информации, с разными способами получения необходимых, интересных данных, знаний.
Задачи:
•Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу в соответствии с реализацией ФГОС ДО по проблеме детского экспериментирования;
•Развивать связную монологическую речь, обучать целостным связным суждениям, использовать объяснительно-доказательную речь при формулировке целей и выводов;
•Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
•Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
•Помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего «я» через игры, усилить его чувства принятия и успешности.
•Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей.