Кудзиева Наталья Викторовна
Консультация для родителей «Как воспитывать творческую личность»
▼ Скачать + Заказать документы
Возможно, каждый родитель желает развить творческий потенциал своего ребенка. Что такое творчество? Это процесс создания новых материальных или духовных ценностей. Главное отличие творчества — уникальность его результатов. Человек считается творческим, если у него развито воображение и фантазия, он способен находить нестандартные решения в различных ситуациях. Воображение — это особая функция ума, присущая только человеку, позволяющая создавать новые образы на основе предшествующего опыта. Оно может быть реконструктивным, когда образ создается по описанию, и творческим, когда возникают совершенно новые образы.
Публикация «Консультация для родителей „Как воспитывать творческую личность“» размещена в разделах
Креативность — это способность быть творческим, готовность придумывать совершенно новые идеи, отходящие от устоявшихся схем мышления. Ребенок уже с рождения обладает творческим потенциалом, который развивается по мере его взросления. Природные задатки проявляются рано, но степень развития творческого потенциала во многом зависит от семьи. Семья может как развить, так и подавить творческие способности ребенка. Поэтому формирование творческой личности является одной из наиболее важных задач воспитания. Дошкольный период является наиболее благоприятным для развития творческих способностей, так как в этом возрасте дети любопытны и испытывают огромное желание изучать мир. Родители должны поддерживать эту любознательность, обогащать знаниями и заниматься разнообразными активностями для расширения опыта. Любая форма творчества базируется на развитии восприятия, представлений, образного мышления и воображения. Следовательно, развитие этих процессов способствует развитию творческих способностей. Игра и художественная деятельность предоставляют наибольшие возможности для этого.
Как развить творческий потенциал у ребенка?
Прежде всего, узнаем наиболее распространенные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить творческие способности ребенка. Первая и наиболее распространенная ошибка заключается в попытке действовать по шаблону. Магазины полны так называемых «наборов для творчества», в которых предлагается создавать поделки по готовым трафаретам. Эти наборы развивают исполнительность, усидчивость и аккуратность, а не творческий потенциал. Трафареты не имеют никакого отношения к настоящему творчеству, так как главное ему отличие — уникальность результатов. Поэтому следует избегать игр и игрушек, ограничивающих фантазию ребенка, например, конструкторов, где нужно собирать фигурки по образцу, или раскрасок, в которых уже представлены раскрашенные картинки.
Вторая ошибка заключается в запрете на эксперименты ребенка. Мы опасаемся грязной одежды, грязного пола и стен, а потому запрещаем детям творить. Легче всего избежать лишних хлопот, превратив ванную комнату в настоящую мастерскую, где ребенок сможет наслаждаться рисованием и лепкой.
Третья ошибка заключается в делании всего за ребенка, хотя он может справиться самостоятельно. Родители часто подсказывают детям и думают за них, что только мешает развитию творческого мышления.
Четвертая ошибка — нежелание родителей присоединиться к творческому процессу детей. Родители, как пример для подражания, должны поддерживать творческую активность детей. Не бойтесь попробовать!
Рекомендации по развитию творческой личности
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Родителям необходимо сделать процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного и нравственного творчества.
Успех в воспитании творческой личности зависит от атмосферы, которая царит в вашем доме, от тех отношений, которые сложились между родителями и ребенком. Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка, поэтому поддерживайте дома атмосферу тепла, доверия и творчества. Бережно относитесь к процессу и результату детской деятельности. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поощрять его успехи и проявлять сочувствие к неудачам, терпеливо относиться даже к самым странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Ребенок, лишенный положительного выхода творческой энергии, может уйти в агрессивное поведение.
Поощряя творчество ребёнка нужно помнить, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем мы. Поэтому, обучая ребенка, избегайте стереотипов. Исходите из задатков вашего ребёнка. Ведь главное - не воспитание таланта или гения, а то насколько будет разнообразен его внутренний мир, реализуются ли его творческие способности.
Предоставьте ребенку свободу в выборе деятельности, в способах и методах действия, не мешайте ему свободно самовыражаться. Понаблюдайте за ребенком. Что он любит делать больше всего? Петь? Танцевать? Рисовать? Лепить? Копировать чью-либо мимику или поведение? Пусть в вашем доме постоянно будет пластилин, краски, старые журналы, цветная бумага, баночки и коробочки. Тогда желание ребенка, его интерес к творчеству и эмоциональный подъем послужат гарантией того, что это дело пойдет ему на пользу.
Поддерживайте творческую инициативу ребенка через уважительное отношение всех членов семьи к его рисункам, поделкам, первым попыткам сочинить что-нибудь. В дошкольном возрасте большинство детей не стесняются танцевать, петь, показывать другим свои рисунки. Личность ребенка еще не закомплексована, он чувствует в себе достаточно сил и желания попробовать все, поучаствовать в разных видах творческой деятельности.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс. Ведется немало споров о том, чему и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Если подобрать соответствующие методы обучения, то дети, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные сверстники. Запишите ребенка в детский кружок или студию, музыкальную школу и школу искусств, чтобы он мог развивать и совершенствовать свои творческие способности.
Активно включайтесь в процесс и творите вместе с ребенком. Пусть малыш фонтанирует идеями, ваша задача не мешать, а помочь ему. У детей, в отличие от взрослых, свежий взгляд на вещи. Любую, самую невзрачную деталь, они могут превратить в волшебного персонажа. Позвольте ребенку научить вас, как надо творить, и тогда свою креативность и отсутствие шаблонности он пронесет через всю свою жизнь. А вы в будущем будете гордиться своим талантливым ребенком.
Очень полезно делать игрушки вместе с ребенком, часто сшитая совместно с малышом кукла будет намного интереснее ему, чем самая красивая покупная. Можно также проводить совместные игры, где родители и ребенок будут вместе придумывать сюжет и героев, а потом изображать их.
На творческие способности ребенка влияет и оформление квартиры, ее интерьер. Хорошо, если на стенах висят картины, украшения, декоративные вещи, которые можно потрогать руками. Украшайте квартиру рисунками вашего малыша, но не забывайте менять их время от времени, чтобы у ребёнка возникло желание рисовать больше и больше, чтобы он видел, что вы цените его усилия.
Читайте ребенку сказки. Роль сказки для развития воображения ребенка неоценима. Именно сказка научит его находить выход из безвыходной ситуации, изобретать что-то новое, потому что в сказке возможно все. От чтения сказки всего один шаг до нового увлечения - сочинения собственных сказок и историй. Оно откроет для вашего ребенка путь к творчеству.
Предоставьте ребёнку комнату или отдельный уголок для игр и игрушек. Игры в детстве занимают большую часть времени детей. Игра для ребёнка, не пустая трата времени, а источник получения новой информации. Именно таким способом дети познают окружающий мир. В играх происходит тренировка и развитие всех познавательных процессов, развивается детский талант.
Многие родители отмечают, что часто малыши используют для игр не специально купленные игрушки, а предметы заменители – различные крышечки и палочки, тряпочки и бутылочки, листики и коробочки.
Не бойтесь испачкаться или испачкать что-то в доме (накройте белый диван, уберите вазы повыше). О каком творческом развитии может идти речь, если малыш постоянно находится в зоне ограничений: «Не трогай! Не бегай! Не бери!». Не запрещайте ребенку творить и не наказывайте его за творческие эксперименты! Установите определенные границы его творчества. Например, рисовать на стенах — нельзя, а на ватмане, прикрепленном к стене — можно.
Никогда не навязывайте ребенку свое мнение! Вы можете подсказать, подать идею, но не настаивайте на ней, это может снизить инициативность у ребенка.