Светлана Дианова
Консультация для родителей «Как справиться с капризами и упрямством дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКИЕ КАПРИЗЫ?
Капризы- малообоснованное желание, причуда, прихоть; необоснованное или неаргументированное требование чего-либо.
Капризы почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием первых подвернувшихся под руку предметов. Подчас капризы ребенка нелепы и совершенно невыполнимы. Например, вдруг хочется молока, которого в саду нет, или он хочет играть именно в красную машинку, в которую уже играет кто-то, или идти в детский сад с мамой, а его ведет бабушка.
ЧТО ТАКОЕ УПРЯМСТВО?
Публикация «Консультация для родителей „Как справиться с капризами и упрямством дошкольника“» размещена в разделах
УПРЯМСТВО — это особенность поведения, выражаемая в стремлении непременно поступать по-своему, несмотря на все просьбы, указания и доводы других людей. Детское упрямство чаще всего проявляется в стремлении делать все по-своему, наперекор взрослым.
Период упрямства и капризности начинается примерно с полутора лет. Как правило, эта фаза заканчивается к 3, 5- 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте тоже возможны. Пик упрямства приходится на 2, 5- 3 года жизни.
Как мы боремся с капризами?
1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка. Безусловное принятие, спокойствие сочувствие и понимание.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Назвать ребенку его эмоциональное состояние
Ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции, следует присвоить им определенное название, например: "Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного". Дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: "Хотя ты и рассердился, нельзя кричать в магазине". Это поможет ребенку понять, что есть ситуации, в которых такое поведение не допускается.
3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно.
4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении. Не говорите просто «нет»
Иногда бывает достаточно сложно объяснить, почему Вы не разрешаете ребенку что-либо. Достаточно распространенная ситуация: ребенок играет в игрушку, к нему подбегает Ваня и говорит: Дай, я хочу! Хочу и все!. Нужно объяснить почему «нет», почему именно сейчас ты не сможешь поиграть именно в эту игрушку. Ребенок гораздо умнее, чем Вы думаете, и он тоже имеет право знать, почему у него не будет этой прекрасной на его взгляд игрушки в это мгновение.
5. Не потакайте капризам ребенка
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно. Дайте ребенку побыть с самим собой.
7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
Повсеместно стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка, где он может выплеснуть свою активность, независимость. Дайте ребенку роль «консультанта»: «выбери себе чашку», «посмотри, чистое ли у меня лицо». Полезные вопросы: «Ты наденешь колготки красные или желтые? Что тебе приготовить- яичницу или хлопья с молоком? Почему ты это хочешь? А чем бы ты хотел заняться? (при отрицании других предложений).
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета". Не кричите на ребенка
Даже если у Вас уже нет сил, слушать крики и наблюдать безобразное поведение ребенка, постарайтесь сдержать себя (Вы все-таки старше) и спокойным тоном объяснить свое решение.
9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
11. Подавайте хороший пример
Игры, направленные на коррекцию упрямства
Злые – добрые кошки (для детей с 3 лет)
Цель: снятие общей агрессии
Дети стоят в кругу, в центре на полу лежит обруч – «волшебный круг» для превращения. Ребенок входит в обруч и по сигналу взрослого превращается в злющую кошку: шипит, выпускает когти. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг, говорят: «Сильнее, сильнее…». По сигналу взрослого «превращение» заканчивается и ребенок выходит из круга.
Игра повторяется со следующим ребенком. После детям предлагается превратиться в добрых и ласковых кошечек.
Мешок с капризками (для детей с 4 лет)
Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций
Дети встают полукругом, взрослый показывает мешок и говорит:
- Посмотрите, это не простой мешок - в нем собрались все детские капризы и упрямства. Иногда они вылезают из него и заставляют нас капризничать. Давайте прогоним капризы, чтобы они не портили нам настроение. Для этого нужно изо всех сил постучать кулаками по мешку.
По окончании упражнения взрослый выясняет у детей, не осталось ли у них «капризок» и «упрямок».
Злые мыльные пузыри (для детей с 4 лет)
Цель: учить контролировать гнев с помощью одной из дыхательных техник
Детей просят назвать ситуации, когда они злятся на кого-нибудь.
«Сейчас я научу вас, как справляться со своей злостью. Закройте глаза и представьте, что у вас в руках трубочка для мыльных пузырей. (дети подносят к губам ладони, имитируя соломинку). Медленно выдыхайте, чтобы образовался мыльный пузырь, который наполнен злостью. Сделайте большой злой пузырь. Вот он образовался и полетел вверх, выше и выше. Он становится меньше и меньше и вот совсем исчез. Теперь сделайте другой злой пузырь и подождите пока он исчезнет или лопнет. Пускайте пузыри до тех пор, пока вся злость не выйдет из вашего тела. Затем можно открыть глаза».
Дети открывают глаза: «А теперь подул прохладный ветерок и унес остатки всех злых пузырей, которые были у нас в группе».