Татьяна Скрягина
Как решаются задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде всего через слушание и восприятие классической музыки, специально отобранной для детей, через использование классической музыки во всех видах музыкальной деятельности (это танцы под классическую музыку, это игра на музыкальных инструментах, это танцевальные и игровые творческие импровизации детей, это музыкальные игры-сказки (ритмопластика, это отношение к музыке самого педагога, выразительный и эмоциональный показ танцев, песен, ритмопластических этюдов и т. д.)
Публикация «Как решаются задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности» размещена в разделах
Своим выбором репертуара, своим эмоциональным отношением к музыке, через использование художественного слова, произведений живописи педагог формирует у детей представление об эталонах красоты в искусстве и в жизни.
На музыкальных занятиях активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения.
Эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в разные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Чтобы полностью выполнить программные требования, надо хорошо продумать методы и приемы, которые строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к сюжетным музыкальным играм. Учатся перевоплощаться при восприятии музыки, которая сопровождает игру. Сюжетные музыкальные игры способствуют развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идёт медведь, крадётся кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит важный петушок, клюют зёрнышки цыплята, летают скворушки и т. д.
На фольклорных праздниках («Масленица», «Коляда», «Приход Весны») и развлечениях, дети знакомятся с произведениями народного искусства (потешки, загадки, сказки, песни, хороводы, заклички и т. д.)
Еще одна из основных задач - развитие эмоционально – образного исполнения музыкально – игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки, журчит ручеёк и т. д.) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка весёлый и грустный, хитрая лиса, сердитый волк, робкий мышонок и т. д.) Благодаря таким музыкально – игровым упражнениям дети развивают в себе способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в различные явления природы, замечать их динамику, форму, цвет, развивают эстетическое восприятие, дети учатся созерцать красоту окружающего мира.
Для реализации данных задач на музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках я использую:
а) аудиозаписи с шумами, со звуками природы (вой ветра, звуки капели, пение птиц, стук дятла, журчание ручейка, кваканье лягушек, лай собаки, ржание лошади, цокот копыт и т. д.)
б) иллюстрированный материал по всем временам года, репродукции картин знаменитых художников.
Предлагаю вашему вниманию репродукцию к картинам «Радуга» Н. Дубовской, «Ранняя весна» И. С. Остроухов, «Весна» С. А. Виноградов, «Дворик зима» А. Саврасов и т. д. (из журналов «Музыкальный руководитель»)
в) малые скульптурные формы, мягкие игрушки, театральные куклы на примере музыкальной игры «Что в корзиночке моей?» (материал взят из сборника «Музыкальный руководитель» N 4/2006 год. стр. 37)
г) использование музыкальных инструментов, иллюстрирующих звуки природы, голоса птиц, животных, насекомых.
Предлагаю вам озвучить музыкальными инструментами следующее стихотворение: звучит пение птиц (природа)
«Что за волшебная Весна!
Откуда в ней так много силы?
Едва очнувшись ото сна,
Она природу пробудила.
Волшебной палочкой взмахнув, (палочка - свистулька)
Она сугробы растопила
И сразу же, не отдохнув,
Ручьям дорогу проложила (ручей - металлофон)
Потом, как будто дирижёр,
Она учила петь капели (капель - колокольчики)
И их весёлый, звонкий хор
Поёт которую неделю.
И солнцу жарче греть велела,
Дала лучей ему взаймы,
И сразу всё зазеленело,
Как будто не было зимы.
Дождём все улицы умыла,
Из-за морей вернула птиц. (птицы - дер. ложки, трещотки, костаньеты.)
Ведь как без них зимой уныло!
А нынче – радость без границ!
Так, даже не присев с дороги,
Весна трудилась день – деньской
И мишка вышел из берлоги, (лист бумаги, шелестящий пакет)
И зажужжал пчелиный рой. (маракасы)
И воздух чист, и даль ясна!
Поёт природа, оживая.
- Да, ты – волшебница, Весна!
Теперь мы это точно знаем!»
Использование вышеуказанных звуковых и наглядных материалов позволяет заинтересовать детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала о природе родного края, о растительном и животном мире, а также формируется высокая творческая активность детей.