Елена Бондаренко
Консультация «Как ребенок говорит»
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто мы слышим выражения: «Двух слов связать не может!», «Ему говоришь русским языком, а он не понимает!». Дети, про которых так говорят, чаще всего плохо учатся в школе, не любят читать, со сверстниками общаются с неохотой. Игры их примитивны (бессюжетные «стрелялки», беготня, они много конфликтуют или, наоборот, замкнуты. Причина может лежать в несформированности речи.
Что кроме звуков?
Многие родители у ребенка замечают только недостатки звукопроизношения, не обращая внимания на такие важные характеристики речевого развития, как:
Публикация «Консультация „Как ребенок говорит“» размещена в разделах
нарушение слоговой структуры слова («мицанер», вместо «милиционер»);
правильность восприятия и воспроизведения звучания слова («палесос» вместо «пылесос», «кыло» вместо «около», «небель» вместо «мебель»);
пропуски и замены звуков;
способность составлять связные предложения;
умение использовать предлоги и падежные изменения слов в предложении.
Таким образом, поводов обеспокоиться развитием речи ребенка гораздо больше, чем только искаженное произношение звуков.
Что делать?
Для начала попробуйте определить уровень развития речи вашего ребенка, пользуясь несложными логопедическими тестами.
Прислушайтесь, как говорит ваш ребенок : «много красных карандашов» (карандашей, «лисапед» (велосипед, «упал а пол» (на пол).
Попросите ребенка рассказать, что нарисовано на картинке (возьмите любую иллюстрацию в еще не прочитанной книге). Обратите внимание: ребенок называет отдельные предметы на картинке («Тут кошка, собака, дом, дерево»)
или составляет предложение, рассказ о том, что происходит («Кошка залезла на дерево. Эта собака выскочила из дома и напугала ее»). Помогите малышу составить развернутое предложение – ежедневная практика дает поразительные результаты.
Попросите ребенка назвать как можно больше признаков следующих предметов: стола, яблока, шубы, медвежонка. Например: стол – большой, деревянный, прямоугольный, коричневый, письменный. Для начала придется подсказать, но не отчаивайтесь и тренируйтесь.
Спросите, какие деревья, цветы и ягоды знает малыш, какую мебель и посуду он может назвать, какой транспорт, каких животных, птиц и насекомых он может перечислить. Дети дошкольного возраста должны называть 6-8 предметов к каждому обобщающему слову и, наоборот, уметь назвать обобщающим словом группу предметов (различную мебель, посуду, животных и т. д.).
Может ли ваш ребенок правильно назвать действия людей (лечит, строит, и т. д., способы передвижения животных (скачет, ползет, прячется? Знает ли он глаголы, характеризующие явления природы (светит, греет, сверкает, сияет, может ли сказать, как подают голоса животные (каркает, стрекочет, и т. п. ?
Сколько признаков действий может назвать ваш ребенок? Спросите его, как может передвигаться кошка (быстро, торопливо, медленно, тихо, тихонько) или скажите, что на улице может быть тепло, и предложите ребенку продолжить.
Поиграйте в игру «Наоборот». Сможет ли ребенок подобрать к слову противоположное по значению (большой – маленький, горячий – холодный, далекий – близкий и т. д.?
Знает ли ваш малыш, когда так говорят : «светлый ум», «светлая голова», «светлый человек»; «теплый взгляд» т. д.? Чаще загадывайте ребенку загадки, сами пользуйтесь пословицами и поговорками и объясняйте, почему так говорят.
Может ли ребенок объяснить, как образовались слова: бурелом, бензовоз, горнолыжник, скороварка, водопад и т. п. ?
Понимает ли ваш малыш разницу между словами: чист – часто – часть – честь; тень – темь; лист – лис – лес.
Умеет ли он подбирать родственные слова (конь – конница – конюх – конюшня – конный? Такое умение позволит ребенку с легкостью освоить все правила русского языка в школе.
Итак, вы протестировали ребенка. Теперь у вас два пути.
ПЕРВЫЙ – учесть все ошибки и приступить к ежедневным 5-10-минутным занятиям (можно пользоваться этими тестами как планом).
ВТОРОЙ – не забивать себе голову проблемами ВАШЕГО ребенка, положиться на русское «авось» или передоверить развитие речи ВАШЕГО ребенка воспитателям (у
которых помимо него еще в группе много других детей).
Выбирать вам!
Если вы выбрали первый путь, но не знаете, с чего начать, или сомневаетесь в чем – либо, обращайтесь за консультацией к воспитателям, логопеду детского сада, детской поликлиники, многопрофильных медицинских центров; ищите популярные книги и пособия. Главное – сделать первый шаг. Успехов вам и вашему ребенку (пять минут общения с любимой мамой или с вечно занятым папой – только ради этого ребенок готов свернуть горы!
Учитель – логопед
Бондаренко Елена Игоревна