Евгения Гордина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Как просыпаются растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе
по теме: «Как просыпаются растения»
Провела: Гордина Е. А.
Цели и задачи:
Образовательные: Познакомить детей с разнообразием растений.
Продолжать формировать знания о строении растений.
Закрепить представления о том, что растения – живые.
Темочки:
- В мире растений. Конспекты
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Расширить и уточнить знания о функциях частей растения.
Сформировать представления детей о положительной роли растений в жизни человека и всего живого на земле.
Развивающие: развивать логику, внимание, память, связную речь, мышление, познавательные способности.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки по отношению к растениям;
Пробуждать любознательность, желание самому выращивать растения и ухаживать за ними.
Здоровьесберегающие: Следить за осанкой, правильной посадкой во время НОД
Методы и приемы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование и материалы: ИКТ (презентация)
Ход занятия
Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Хотите отправиться со мной в новое путешествие. Путешествие в мир природы. Она недавно проснулась и ждет к себе гостей. Как говорил Вини-пух – кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро.
Вспомним какое время года сейчас?
Ответы детей: Весна
Слайд №1
Как еще называют весну?
Ответы детей: утро года
Вспомните и назовите признаки весны по месяцам?
Слайд №2
Ответы детей: В марте начинает таять снег, день становиться длиннее а ночь короче, прилетают грачи. Весна с Зимой борется.
Слайд №3
В апреле появляются первые цветы, прилетают скворцы, жаворонки, кукушки, лебеди.
Слайд №4
В мае становиться тепло, зацветают деревья, прилетают все остальные птицы.
Все правильно просыпаются и растения, которые спали всю зиму под теплым белым одеялом и сразу радуют нас цветами.
Сегодня предлагаю вам узнать, как просыпаются растения. Мы с вами уже говорили о первоцветах. Давайте их вспомним?
Слайд №5
Ответы детей: подснежник, мать и мачеха, фиалка, ландыш.
Они зацветают самые первые, у некоторых цветки появляются даже раньше, чем листья. Хотя земля еще не оттаяла и в некоторых местах еще лежит снег. Почему? Хотите узнать?
Ответы детей: да
Слайд №6
Растениям для роста и цветения необходимо питание. В течении всего лета их листья образуют питательные вещества. У тех растений, который расцветают ранней весной, они накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот поэтому весной, как только сойдет снег, растение готово выпустить яркий цветок. Но питательных веществ, запасенных в корнях, не так уж и много – их хватит только на один цветок или на несколько мелких, собранных вместе. А потом у растения появляются большие листья, которые вновь начинают образовывать питательные вещества. Большую роль играет весеннее тепло. Для растений, цветущих в это время в лесу достаточно тепла, потому что листьев на деревьях ещё нет, и в солнечные дни лучи свободно проникают к растениям. Достаточно и влаги.
Физминутка" Цветы"
Раз –два-три, выросли цветы (Дети сидели на корточках, медленно встают).
К солнцу потянулись высоко: (Тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (Смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебельки качал. (Раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (Наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко прогнулись. (Наклоняются вправо)
Ветерок, убегай! (Грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (Приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (Медленно приподнимаются, руки вверх, раскрывают пальчики)
А что происходит с деревьями весной? Давайте заглянем?
Слайд №7
Как и у цветов, у некоторых деревьев цветы появляются раньше листьев.
Давайте вспомним как питаются деревья и другие растения.
Ответы детей: корнями, пьют воду и полезные вещества
Слайд №8
Весной под воздействием солнечных лучей тает снег, прогревается почва, ветки, стволы, корни деревьев. В почве много воды. В воде растворяются питательные вещества и растения впитывают их корнями и подают по стволу к набухшим почкам. Почки лопаются и из них появляются цветы и листочки.
Как только у растения появляются цветы и листья, питания для роста растений требуется больше и тогда листья включаются в работу.
Слайд№9
В них происходят удивительные превращения. При помощи солнечного света происходит «переваривание» воды и питательных веществ, которые поступили из корней. В результате получаются новые необходимые вещества, соки, которые из листьев поступают во все части растения, а также выделяется кислород, жизненно важный для людей и животных. Такой процесс называется фотосинтезом. Также с поверхности листвы испаряется лишняя влага.
Получается, что по растению двигается снизу-вверх вода с питательными веществами, а сверху вниз соки. Как-же они не перемешиваются?
Для этого нужно посмотреть на дерево изнутри.
Вспомним из каких частей состоит дерево?
Слайд№10
Ответы детей: корень, ствол (стебель, ветки, листья, цветы, плоды.
Физминутка: «Деревья»
Ноги — это корни, их расставим шире (расставляем ноги).
Чтоб держали дерево, падать не давали (руки опускаем вниз, пальцы растопыриваем,
Из глубин далёких воду доставали (наклоняемся вперёд, делаем ладони горстью).
Тело наше — ствол могучий, он чуть-чуть качается (распрямляемся, покачиваемся)
И своей верхушкой острой в небо упирается (ладошками изображаем крышу).
Наши руки — это ветви, крону вместе образуют (руки поднимаем и смыкаем над головой,
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (качаем головой).
Пальцы веточками будут, листья закрывают их (шевелим пальцами, одна ладонь над другой).
Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг (опустить руки!
Давайте посмотрим на каждую часть отдельно.
Корень работает как насос, он впитывает воду с питательными веществами из земли и толкает ее в ствол. Также корнями растения держатся за землю, чтобы не упасть.
Ствол или стебель состоит из нескольких слоев:
Слайд №11
1 слой – Кора. Защищает растения от внешних воздействий (ветра, животных, человека)
Слайд №12
2 слой – Лубок. Тот самый из которого заяц в сказке построил свою лубяную избушку. В нем очень много трубочек по которым питательный сок, вырабатываемый листьями, идет от листьев через ветки по стволу до самых корней. Благодаря этому соку у растения вырастают новые ветки, листья, корни и плоды.
Слаййд №13
3 слой – Камби. С помощью него дерево растет в толщину. Чем толще дерево, тем сложнее его сломать и ветру, и животным, и людям.
Слайд №14
4 слой – Древесина. В нем тоже есть много трубочек по которым вода и питательные вещества из земли поднимаются к листьям.
Слайд №15
5 слой – Сердцевина. Здесь растения накапливают питательные вещества на зиму, когда нет листьев, а вода в земле замерзает от мороза.
Ветки имеют те-же слои, что и ствол только по тоньше.
Про листья мы с вами уже сказали.
Слайд №16
Цветки нужны для размножения растения. Они такие яркие, ароматные и красивые не просто так, а чтобы привлекать к себе внимание насекомых. С их помощью, а также с помощью ветра разные частички пыльцы перемешиваются, и затем на их месте появляется плод.
Плоды с семенами. Плоды часто служат пищей для людей, насекомых и животных. В них содержатся семена растения, которые при попадании в почву прорастают и дают жизнь новому растению. Птицы, насекомые и животные помогают семенам попасть в землю.
Мы узнали, что происходит с растениями весной, как они питаются и из каких частей состоят.
Теперь давайте поиграем с ними. «Угадай растение»
Слайд №17
(при помощи мнемотаблиц угадать название дерева, кустарника, цветка)
Как вы думаете почему растения цветут именно весной, а не летом или осенью?
Ответы детей: чтоб за лето успели созреть плоды
Как вы думаете, можем мы сказать: «Растения - наши друзья»?
Друзья всегда помогают друг другу. А как растения помогают людям?
Слайд №18
Ответы детей: Дают нам и всем живым существам планеты чистый воздух, которым мы дышим; кормят (фрукты, ягоды, овощи); одевают (лен, хлопок); согревают (дрова); из деревьев строят дома, мебель.
А лечить они умеют? Какие лекарственные растения вы знаете?
Ответы детей: Дети рассказывают о подорожнике, ромашке, малине, липе, шиповнике.
А как мы можем помочь нашим друзьям?
Слайд №19
Ответы детей: не ломать, не рвать, поливать…
Итог занятия
Ну вот, наше путешествие подошло к концу. Вы много знаете о растениях и очень порадовали меня своими ответами. Помните, не будет растений, не будет ничего живого на планете, так как нечем будет дышать. Не надо их рвать и ломать и не разрешайте другим делать этого. Растения нужно любить, нужно ухаживать за ними и принимать участие в озеленении нашей планеты!
На следующих занятиях мы проведем с вами несколько экспериментов: прорастим фасоль, сделаем «травянчик», увидим, как вода поднимается по стеблям растений, узнаем, правда ли листья испаряют влагу.
Скажите, что вы расскажите сегодня родителям про растения?