Екатерина Новикова
Консультация для родителей «Как приучить к труду детей раннего возраста 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
.
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка.
Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства.
Главная цель труда - в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд
укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Интерес к труду, необходимые трудовые
навыки и личностные качества закладываются в детстве.
С помощью родителей и педагогов ребёнок входит в мир предметов, усваивает
Публикация «Консультация для родителей „Как приучить к труду детей раннего возраста 2–3 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
назначение каждого из них, правила их использования, выработанные обществом: из
чашки пьют, в сковороде жарят котлеты, носовым платком вытирают нос, а мылом
намыливают руки, то есть ребёнок приобретает социальный опыт. В процессе воспитания
взрослый выступает для ребё нка:
- образцом для подражания;
- партнёром и помощником в совместной деятельности;
- главным ценителем достигнутого результата.
В во второй группе раннего возраста я использую такие виды труда :
Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко
сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком, пользование носовым
платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.
Хозяйственно-бытовой труд : поддержание порядка в групповой комнате,
раздевалке; выполнение поручений по столовой (расставить
салфетницы, разложить ложки).
Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения,
протирать крупные листья влажной тряпочкой.
Уже с младшего дошкольного возраста, можно приучать детей к посильному труду :
к самообслуживанию, к уборке своих игрушек, к помощи в хозяйственной работе, к
уходу за некоторыми растениями, животными. Для более успешной воспитательной
работы по приучению к труду маленьких детей могут быть использованы самые
разнообразные методы. Детей второй группы раннего мы учим, как и в каком порядке
надевать и снимать одежду, как аккуратно её складывать, учим мыть руки, лицо,
держать ложку, чашку, показываем, как правильно садиться за стол. Чтобы привить
детям необходимые навыки и привычки нужно изо дня в день помогать им, напоминать о
поручении, проверять выполненные задания, это делать не только в детском саду, но и
дома: попросить одеться, раздеться, убрать игрушки, вместе полить цветы. Вначале мы
приглашает только посмотреть на сделанную работу (уборка игрушек, украшение
комнаты, уход за растениями и животными в уголке природы, подклейка книг, стирка
кукольного белья. При этом надо обращать внимание на полученные результаты. В
дальнейшем воспитатель даёт возможность принять посильное участие в деле. Когда дети
научатся выполнять индивидуальные поручения нужно объединять в небольшие
группы(3-4 человека) для совместной уборки игрушек, мытья комнатных растений,
расчистки дорожек от снега, поливки грядок, песка в ящике. Для детей 2-3 лет такого
рода деятельность является серьёзной "работой" требующей значительных физических и
умственных усилий. Воспитателям необходимо поощрять стремление детей к помощи
взрослым, включать их в посильный труд, приучать к самостоятельности, объясняя
смысл трудовой деятельности людей.
Ещё В. А. Сухомлинский отмечал: «Ребёнку надо трудиться с того момента, как он
научился держать ложку в руках и нести пищу из тарелки в рот.»
Задача педагогов и родителей не упустить тот момент, когда ребенок с радостью
открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.
Ребё нок с удовольствием стремится помогать взрослому: мыть посуду, вытирать стол или
накрывать его к обеду, поливать цветы и т. п. Используйте природную любознательность
малыша, чутко реагируйте на проявляющиеся интересы, исключая только опасные для
жизни и здоровья ребёнка объекты и действия.
Если на втором году жизни ребёнок подражал вам, воспроизводя лишь внешнюю
картину действия (например, убирая игрушки, он оставлял большую их часть на полу, не
придавая этому особого значения, то на третьем году жизни малыша
интересует качество выполненного действия, а не только сам процесс. К тому же на
первый план выходит значимость конечного результата, то есть ребёнку интересно то,
что получится в конце его деятельности. Его деятельность приобретает целенаправленный
характер.
Похвала взрослых вызывает у ребёнка чувство гордости, самоуважения, и ему ещё
больше хочется демонстрировать свои умения. Не оставляйте без внимания желание
ребёнка сделать что-то приятное для членов семьи, признайте его потребность быть
нужным всей семье. Последующее активное обсуждение поступка ребёнка в кругу семьи
ориентирует малыша на семейные традиции. Таким образом, складываются условия для
воспитания небезразличного человека, готового прийти на помощь. Это желание нужно
поддерживать в ребёнке.
Ребёнок раннего возраста не может оценить себя, свои поступки. Если постоянно
отстранять малыша от дел, или остаться равнодушным к его усилиям, успехам, можно
прийти к печальному финалу – ребё нок решит: «Я плохой». Ребёнок чувствителен к слову
взрослого, поэтому хорошо подумайте, прежде чем что-то запрещать.
- Иди в свою комнату, поиграй с игрушками, не мешай! – говорите вы, и ребёнок с обидой
может подумать, что его не любят, не дают участвовать в жизни семьи.
- Ты вечно всё разбиваешь, проливаешь, пачкаешь, - и малышу понятно, что он для
взрослых вечная обуза, и лучше не начинать ничего делать, боясь сделать всё не так.
Не успели вовремя сформировать навыки самообслуживания, и вот ребёнок отказывается
самостоятельно есть и одеваться, даже, если это давно ему по силам.
Самостоятельно действующий малыш хорошо развивается физически и
интеллектуально. Он учится нормам и правилам поведения в социуме. Занимаясь
обычными повседневными делами, ребёнок получает весь комплекс впечатлений от
окружающего мира. Это – моторные, тактильные, вестибулярные, вкусовые, зрительные,
аудиальные, кинестетические (ощущения, связанные с движениями в пространстве,
эмоциональные ощущения. Совместные с вами действия оказывают благотворное влияние
на развитие речи ребёнка. Расширяются поводы речевого взаимодействия. В общении с
вами малыш старается передать словами свои впечатления, учится задавать и отвечать на
ваши вопросы. У ребёнка расширяется и углубляется объём понимаемой речи
окружающих.
Никогда нельзя наказывать ребёнка трудом. Трудовое поручение следует предлагать
как поощрение, как особое доверие к формирующейся личности: только самому хорошему
малышу можно доверить вытереть пыль, покормить рыбок и т. п. Вам остаётся только
чаще восхищаться ребёнком, ведь это поддерживает его стремление быть
самостоятельным и инициативным.
В. А. Сухомлинский говорил:
«Не бойтесь детского труда, дорогие родители! Пусть не тревожит вас то, что ребёнок
отнёс для поливки цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье,
четвёртое, что он вспотел и устал, — этот труд для него истинная радость, не сравнимая
ни с какими другими радостями мира.» -