Надежда Иоселева
«Как прекрасен этот мир, посмотри!» Эксперименты на осенних прогулках для старших дошкольников с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
«КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР, ПОСМОТРИ.»
(Эксперименты на осенних прогулках для старших дошкольников с нарушениями зрения)
Развитие исследовательских способностей ребенка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Приобретаемый поисковый опыт поможет им в дальнейшем успешно развивать творческие способности. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».
Публикация «„Как прекрасен этот мир, посмотри!“ Эксперименты на осенних прогулках для старших дошкольников с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
Хочу познакомить с некоторыми элементами экспериментирования и моделирования для установления взаимосвязей и закономерностей картины мира в сознании ребенка, которые основаны на собственных наблюдениях, ответах старших дошкольников.
СЕНТЯБРЬ
Эксперимент. Подойти к дереву и потрясти его за ветки или ствол. Определить, держатся или нет листья на ветках. Народная пословица гласит верно: «В сентябре и лист на дереве не держится».
Эксперимент. «Шуршат листья под ногами» - учить детей делать выводы и простейшие умозаключения.
Эксперимент. Зачем одуванчику «парашютики» - выяснить взаимосвязь строения плодов со способами их распространения.
Эксперимент. Выяснение причин выхода червей на поверхность земли во время дождя – установить, почему во время дождя черви выходят на поверхность.
Эксперимент. «Движение воздуха» - предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руку. Что чувствуют? – все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Эксперимент. «Как сильно дует ветер?» - использование вертушек. Учить детей делать выводы: чем сильнее дует ветер – тем быстрее крутится вертушка.
Эксперимент. «Волшебный лучик» - показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный (Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет, стр. 132).
Эксперимент. «Пускаем солнечных зайчиков» - закрепить умение ориентироваться в пространстве (определять направление). Учить делать простейшие выводы – размер «зайчика» зависит от размера зеркала и яркости солнца.
Октябрь
Эксперимент. «Пламя загрязняет воздух» - подержать над пламенем свечи стекло и показать, что оно покрылось слоем копоти.
Эксперимент. «Поищем корм для птиц» - установить взаимосвязь между отлетом птиц и наличием насекомых.
Эксперимент. «Как увидеть притяжение?» - учить детей понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета. (О. В. Дыбина, с. 154)
Эксперимент. «Умный нос», какие запахи можно различить – развивать обонятельную память.
Эксперимент. «Откуда дует ветер?» - использование вертушек. Учить детей делать выводы: быстрее крутится вертушка, откуда дует ветер.
Эксперимент. Надуем воздушные шарики. Сколько шарик весил вначале? А потом? Сколько весит воздух?
Эксперимент «Услышь меня». Детям предлагаются различной громкости слова. Сначала ребенок должен услышать их двумя ушами, затем одним ухом, потом попробовать услышать их двумя закрытыми ушами. Когда звук был сильнее и четче?
Эксперимент. Попробуйте определить, что я сейчас буду делать. Педагог за спиной детей топает, хлопает и т. д. Дети должны каждый раз определить по звуку действие.
Эксперимент. «Определи по запаху (фрукты, овощи)». Педагог завязывает ребенку глаза платком и подносит к носу любую тарелочку. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в этой тарелочке.
Эксперимент «Разные ножки бегут по дорожке». Педагог обращает внимание, на песок, предлагает потрогать его, определить какой он - влажный или сухой. На каком песке могут остаться следы? На чём ещё могут остаться следы?
Эксперимент «Катится Колобок…» Какие игрушки могут катиться? (мячик, машина). Почему?
Эксперимент-соревнование «Что быстрее докатится к нам - мяч или кубик?» Почему кубик не катится? (Ему мешают углы). Делаем вывод: кубик катиться не может
Эксперимент «Игра с погремушками». Дети стоят в круге, в середине - водящий. Один из детей звонит в погремушку, а водящий отгадывает с закрытыми глазами, кто звонил (откуда доносился звон). Вывод: на слух можно определить, откуда доносится звук.
Ноябрь
Эксперимент «Как согреть руки?» - предложить детям похлопать в ладоши, затем сильно потереть ладоши друг о друга. Каждый раз прикладывать к щекам, чтобы выяснить, когда ладоши тёплые, а когда горячие.
Эксперимент «Почему птицы могут летать?» - определить особенности внешнего вида, позволяющего птицам летать.
Эксперимент. Принести в группу снег в банке. Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду, поэтому снег нельзя брать в рот.
Эксперимент. Поймать снежинку на варежку – рассмотреть через лупу ее красоту, посчитать, сколько лучей; затем снять варежку, поймать на ладонь. Что случилось со снежинкой? Почему? (ладонь теплая, снежинка тает, превращается в капельку воды).
Эксперимент. Набрать снег в ведерко и занести в группу, что с ним станет через некоторое время? (Наблюдать, как постепенно снег становится тяжелым, плотным, тает и превращается в воду). А вода чистая?
Эксперимент. Развесить на веточках деревьев кусочки сала. Какие птицы прилетят на это угощение? Правильно ли написано в стихотворении А. Яшина «Покормите птиц…»?
Список используемой литературы:
1. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор-составитель: Зубкова Н. М. — СПб. : Речь, 2006. — 64 с. ;
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. ред.). М. : ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. ;
3. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек - М. : ТЦ Сфера,2004. – 224 с. ;
4. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. - сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова – Волгоград: Учитель, 2011. – 333 с.