МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Как научить детей помогать взрослым и друг другу»

екатерина Антипина
Консультация для педагогов «Как научить детей помогать взрослым и друг другу»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс.

Чтобы дети сами захотели помогать взрослым, сверстникам, начали

заботиться о малышах, домашних питомцах, воспитатели должны создавать

для этого необходимые условия. Важно, чтобы ребенок в дошкольном

возрасте научился не только сотрудничать и взаимодействовать на равных,

но и получил опыт помощи и заботы. Как воспитателям формировать у дошкольников умение помогать,какие приемы для этого использовать?

Для помогающего поведения есть три главных стимула:

Первый стимул - пример (образец, модель) помогающего поведения.

Дети должны наблюдать его в ближайшем окружении, в детских книгах и

мультфильмах. Ребенок присваивает формы поведения, которые видит вокруг себя. Особенно ярко воспринимается поведение героев и персонажей рассказов и мультфильмов. Поэтому чем больше воспитатель знакомит детей со сказками, рассказами и мультфильмами, в которых помогающее поведение одобряется, а «непомогающее» - порицается, тем скорее они будут помогать и заботиться о других. Например, «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», В. Г. Сутеева, «Айболит» К. И. Чуковского,, сказки «Лиса, заяц и петух», «Петушок и бобовое зернышко».

Второй стимул – эмпатия, способность эмоционально откликаться на

переживания другого человека, которые важно формировать у

воспитанников с раннего детства. Уже на втором году жизни малыш

«заряжается» эмоциями других людей: может заплакать или засмеяться, если

рядом другой ребенок плачет или смеется. В 3 - 4 года ребенок уже выделяет себя из мира, и у него начинает формироваться готовность видеть и откликаться на эмоции других. В 4 -6 лет ребенок начинает активно взаимодействовать со сверстниками, у него формируется сочувствие и отзывчивость к другим. Он учится видеть, учитывать и реагировать на желания и переживания других людей. Такое сочувствие и переживание формируются не только как непосредственно эмоциональный отклик, но как понимание (осмысление) ситуации, в которую попал другой человек. Поэтому роль воспитателя в развитии эмпатии дошкольника состоит в вербализации (словесном указании, обращении внимания, описании) эмоционального состояния другого человека или героя сказки.

Третий стимул – поддержка, одобрение поведения детей. На этапе

формирования помогающего поведения дошкольники в этом особенно

нуждаются. Когда воспитатель или другие дети одобряют помогающую

форму поведения ребенка, то они внешне эмоционально подкрепляют ее,

способствуют ее повторению. Если ребенок услышит «спасибо» от малыша

или сверстника, если взрослый похвалит или просто улыбнется доброму

поведению ребенка, то вызванные приятные эмоциональные переживания

будут стимулировать у ребенка желание проявлять заботу и помощь в

дальнейшем. Не нужно постоянно и за каждое доброе дело хвалить, однако нельзя и забывать это делать. Если взрослый не реагирует на позитивные проявления ребенка, он начинает привлекать к себе внимание негативными поступками. Поэтому воспитатель должен быть внимательным к поведению детей, вовремя подмечать и поддерживать их инициативу помочь.

Воспитателям необходимо проводить с детьми тематические занятия.

Чтобы дети учились осознанно оказывать посильную помощь взрослым и

сверстникам, важно закреплять эти навыки на занятиях. На занятии дети в

образной форме сказки увидят помогающее и «не помогающее» поведение

героев. Задача педагога – акцентировать внимание детей на том, что

помогать эмоционально приятно самому человеку. Дети поймут, что с теми,

кто готов помочь, хочется дружить. Таким образом, помогающее поведение вызовет у них одобрение. В ходе занятия дети делятся своим личным опытом – рассказывают, кому и как они помогали, осознают, что они – помощники, а также то, что другие дети в группе тоже любят помогать. Такие занятия и повседневная работа педагогов по формированию и поддержке помогающей формы поведения детей в группе будут способствовать тому, что взаимопомощь, поддержка и забота станут для них нормой социальной жизни. Также необходимо воспитателям вести беседы с родителями о

нравственном воспитании детей. Если родители хотят, чтобы в будущем их

дети заботились о них, им необходимо приучать своих детей к выполнению

домашних забот с раннего детства. Приученный с детства помогать своим

близким ребенок сохранит эту привычку на всю жизнь. Прививать навык, что нужно делиться игрушками и сладостями. А если есть в квартире одинокие

пожилые люди, учить детей проявлять внимание к ним, помогать им делать

что – то по дому. Только сообща взрослые помогут детям понять и оценить

нравственные позывы доброты и сочувствия, вырасти отзывчивыми людьми, готовыми прийти на помощь.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Улыбнитесь друг другу» для детей 10–17 лет с ОВЗКонспект занятия «Улыбнитесь друг другу» для детей 10–17 лет с ОВЗ Цель: дать детям представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты, значение улыбки для здоровья человека. Задачи: 1. Развивать коммуникативные.

Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами»Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами» Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Консультация для педагогов «Как научить мозг учиться?»Консультация для педагогов «Как научить мозг учиться?» Краткие выводы из науки о мозге Требование современного общества о человеке успешном во всех областях начинает реализовываться с раннего.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Как научить детей помогать взрослым и друг другу»
Опубликовано: 14 января 2025 в 05:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Как научить детей помогать взрослым и друг другу»» (включая файлы) размещена пользователем екатерина Антипина (УИ 695674) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД