Елена Никитина
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Как мы распознаем запахи»
МДОУ «Детский сад № 2»
Конспект организованной образовательной деятельности
по реализации программы «Здоровый ребенок» (КОУ ДО)
«Как мы распознаем запахи»
Цель: Расширение представлений детей об органах обоняния (нос, его строении.
Задачи:
Образовательные задачи :
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе „Как мы распознаем запахи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
• Активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям;
• Учить исследовать и воспринимать целостную картину мира с помощью органов обоняния.
Развивающие задачи:
• Развивать любознательность, логическое мышление, наблюдательность, сообразительность;
• Расширять кругозор детей, пополнять их словарный запас.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать желание заботиться о своем здоровье, бережное отношение к органам чувств.
Материалы и оборудование:
-кукла Буратино.
-схематическое изображение носа.
-рисунки профилей разной формы носа.
-емкости, содержащие разные вещества: чеснок, герань, лимон, мыло, лук.
-маленькие зеркала (на каждого ребенка)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте расправим плечи, сделаем глубокий вдох: почувствуйте свежесть окружающего нас воздуха. Выдохните.
Воспитатель: А теперь догадайтесь, почему у нас так легко дышится? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. В душном помещении люди чувствуют себя плохо, а свежий воздух поднимает настроение, улучшает работоспособность.
Воспитатель: Скажите ребята, а какой орган помог вам ощутить запах свежести (Нос).
Слышится музыка из мультфильма «Приключения Буратино».
К детям в гости приходит Буратино.
Буратино: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А зачем вы здесь собрались?
Воспитатель: Мы с ребятами говорим о человеке. Вот ты, Буратино, знаешь, какие части тела есть у человека?
Буратино: Конечно, знаю, у меня одна часть тела – нос.
Воспитатель: А для чего он нужен?
Буратино: Чтоб его везде совать.
Воспитатель: Ребята, я думаю Буратино надо остаться, чтобы узнать, для чего нужен нос человеку.
Буратино: Спасибо, я с радостью останусь.
Воспитатель: Некоторые считают, что нос-это только украшение на лице. Другие думают, что нос наш нужен, чтобы держать его кверху. Есть даже такое выражение: «Ишь ты, нос задрал» - это человек чем - то гордится или хвастается. А выражение: «Нос повесил» - это когда кто-то грустный, обиженный.
Воспитатель: На самом деле даже самый маленький нос, и даже такой длинный, как у тебя Буратино,- очень важный орган.
Воспитатель: Ребят, для чего нужен нос человеку? (Носом мы дышим, различаем запахи, нос очищает воздух, который через него проходит, согревает его и помогает защищать организм от инфекции).
Воспитатель: Правильно. Нос выполняет очень много функций.
Воспитатель: Внутренняя поверхность носа покрыта множеством тонких волосков, к которым прилипают мелкие пылинки ( картинка: нос с волосками).
Воспитатель: В холодный день нужно дышать только носом, как вы думаете почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Оказывается, по мелким кровеносным сосудам, которые находятся в полости носа, течет горячая кровь. Благодаря этому холодный воздух, проходя через нос, успевает согреться и попадает в легкие уже теплым.
Воспитатель: А что происходит, когда вы болеете, простужаетесь? (Начинается насморк, болит горло).
Воспитатель: Правильно. Насморк – это защитная реакция организма. Внутренняя поверхность носа выделяет слизь, вместе с которой из организма выводятся вредные вирусы и бактерии.
Воспитатель показывает картинку «Бактерии».
Воспитатель: А знаете ли вы, как правильно ухаживать за носом? (Надо вытирать нос чистым носовым платком, закапывать нос каплями для носа, при попадании в нос инородного тела срочно обратиться к врачу).
Воспитатель: Скажите, а мы с вами можем помочь носу правильно дышать? (Можем, а как? (Можно сделать точечный массаж).
Воспитатель: Если мы будем делать массаж постоянно, то не будем болеть.
Точечный массаж для носа
Вышел зайчик на лужок,
На зеленый бережок.
(Плавное движение от переносицы к ушам)
Потирает зайка нос,
Чтобы носик не замерз.
(Надавить пальцами на точку у крыльев носа).
Серый зайчик вместе с нами
Потирает над бровями
(Массаж точек у внутренних концов бровей)
Говорила зайке мать,
Надо ушки потирать!
Воспитатель: Чтобы научиться правильно дышать, надо тренировать органы дыхания.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Будем носом мы дышать.
Мы вдыхаем глубоко,
Выдыхаем, как легко!
Выполним задание, задержим мы дыхание.
Раз, два, три, четыре, пять
Дышим глубоко опять.
Воспитатель: У здорового человека, как правило, хорошее обоняние, то есть ощущение запаха, которое помогает ему узнавать предметы. В носу есть нервные окончания, которые нам в этом помогают. Нос человека может различать очень много запахов. Примерно от 2-х до 4-х тысяч.
Воспитатель: Но у многих животных обоняние развито во много раз сильнее, чем у человека. Уже давно доказано, что почтовые голуби ориентируются на местности, в основном используя свое обоняние. Они запоминают запахи на пути перелета и как-бы составляют для себя «карту запахов», благодаря которой ориентируются на местности.
Воспитатель: Ребята, а какие бывают запахи? (Приятные и неприятные).
Воспитатель: Буратино, а тебе какие нравятся запахи? (Запах дерева).
Воспитатель: Ребята, а какие запахи вам не нравятся? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята и Буратино, приглашаю вас в нашу лабораторию.
Опыт 1.
Воспитатель: Возьмите стаканчики (емкость закрыта, в крышке дырочки) и, не открывая их, попробуйте отгадать, что там внутри.
Воспитатель: Для этого поднесите стаканчики ближе к носу и глубоко вдохните.
Воспитатель: Расскажите, что у вас в стаканчике? (Ответы детей).
Воспитатель: А теперь откройте и проверьте, правильно ли вы определили запах.
Опыт 2
Воспитатель: А теперь зажмите пальцами нос и попробуйте вдохнуть запах ртом. Вы почувствовали запах? А почему? (Потому что запах определяет нос)
Опыт 3
Воспитатель: Зажмите нос пальцами и попробуйте сказать: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик».
Дети произносят предложенную воспитателем стихотворную строчку
Воспитатель: Скажите, вам трудно было говорить с закрытым носом?
Воспитатель: Вдох и выдох можно делать ртом, но при этом трудно говорить.
Воспитатель: А теперь посмотрите в зеркало, и потом друг на друга, одинаковые ли у вас носы? (дети определяют, что носы у них разные: прямые, курносые, «картошкой», «пуговкой»).
Воспитатель читает стихотворение «Есть носики – курносики».
Носики – курносики
Играли в паровозики.
- Чух –чух -чух,- гудел сердито
Тот, кто старшим носом был.
-Чах-чах-чах,- в ответ открыто
Младший носик говорил.
Шла за ними вереница
Острых и курносеньких,
Пожелавших веселиться
В чудо - паровозики.
Дидактическая игра «Найди цветок по запаху»
Одному ребенку завязывают глаза и просят найти по запаху герань, цветок, который имеет самый сильный запах.
Воспитатель: Ребята, так зачем нам нужен нос? Как нужно беречь его? (Ответы детей).
Воспитатель: Буратино, тебе понравилось у нас в гостях? Приходи к нам еще, узнаешь еще много интересного.