МААМ-картинки

Кайдзен-технология или модернизация образования в детском соду

Светлана Лавбина
Кайдзен-технология или модернизация образования в детском соду
▼ Скачать + Заказать документы

Кайдзен - технологии, или модернизация дошкольного образования

В настоящее время очень актуально использовать разные технологии для улучшения образовательного процесса в ДОУ.

Педагогам-дошкольникам для работы хочется предложить одну очень эффективную технологию улучшения воспитательного процесса. Называется она кайдзен.

Темочки:

Что такое кайдзен-технология? «Кайзен» (кайцен) переводится с япон. как «улучшение» (от «кай»«изменение» и «зен» (цен)«хорошо») Кайдзен, кайдзэн — японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. Но её легко стали адаптировать к своей работе педагоги детских садов.

Основные направления японской технологии «Кайдзен» :

1. Привитие любви к порядку (самодисциплина, аккуратность)

2. Развитие инициативы и личной ответственности (улучшение собственной деятельности)

3. Формирование умения работать в команде (достижение общей цели и желаемого улучшения в работе)

Философия кайдзен предполагает, что все производственные процессы должны быть ориентированы на постоянное улучшение, а маленькие, казалось бы незначимые изменения, приведут к большим и позитивным сдвигам. Принципы кайдзен работают и в повседневной жизни, делая ее более спокойной, размеренной и упорядоченной.

Суть кайдзен базируется на пяти основных принципах:

1. Аккуратность.

2. Порядок.

3. Чистота.

4. Стандартизирование (установление норм и правил).

5. Дисциплина.

Как видите, все пять принципов легко можно применить в жизни детского сада, и каждого из нас. Используя эти принципы, мы можем постоянно улучшать свое текущее положение.

Основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы «кайдзен», у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие.

В ДОУ значимая роль в освоении детьми технологии «кайдзен» отведена воспитателям. Именно они ведут с детьми работу по обучению разным инструментам «кайдзен». Причем сами педагоги не дают детям готовой информации о том, для чего предназначен тот или иной инструмент. Ребята самостоятельно выстраивают предположения об их назначении.

Таким образом попутно решаются задачи активации нестандартного мышления детей, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.

Дети в отличие от взрослых людей с удовольствием воспринимают все новое и незнакомое, особенно если это предлагается к усвоению в игровой форме. Именно поэтому они быстро и легко воспринимают принципы этой системы и готовы к их применению. Все новшества воспринимаются как элементы некой игры и быстро закрепляются в жизни ребенка.

Одним из желаемых результатов применения японской методики является уход от потерь. В обыденной жизни, как и на производстве, у нас также присутствуют потери, и одной из самых «дорогих» является время.

В кайдзен-технологии есть одно правило – «Правило одной минуты».

Основной принцип этого правила в том, что ребенок должен заниматься каким-то делом регулярно, например, каждый день, в одно и то же время ровно одну минуту. Только одну минуту! Занимаясь одну минуту, ребенок успокаивается, это занятие уже не вызывает у него отторжения, а маленькие победы начинают приносить удовольствие. Постепенно время таких занятий нужно увеличивать до получаса. Весь этот процесс протекает естественно, без капризов и родительских настояний.

Самые лучшие помощники в кайдзен-технологиях – канбан, что означает: бирка, карточка, сигнал. Это следующий элемент кайдзен.

Можно применить японскую методику для наработки у ребенка навыков аккуратности и начать с самого простого, например, с наведения порядка в игрушках. Вместе с ребенком выбрать картинки, которые будут обозначать машинки, куклы, конструкторы и т. д.

Под каждый вид игрушек выделите отдельную полку и наклейте на них выбранные картинки. Теперь малыш видит, какие игрушки должны стоять на той или иной полке, и будет стараться расставлять их именно так.

Можно пойти немного дальше. Например, для каждой машинки определить свое место на полке – наклейте прямоугольники, на которые малыш будет ставить машины. Такие места для стоянки машин могут начинаться с большой, а заканчиваться маленькой. Игрушечные машины будут стоять на них ровным строем – от больших до маленьких.

Так же можно поступить и с другими игрушками. Как только ребенок привыкнет таким образом убирать и хранить игрушки, покажите ему сколько времени он терял раньше и, обязательно, похвалите его за то, как он «победил» эту потерю.

Далее можно подключать новые категории. Пример, на столах, куда малыши кладут посуду после еды, можно сделать два круга – два небольших разного цвета, маленькие кружочки одного цвета под стаканы, а так же прямоугольнички разного цвета по грязные ложки или вилки, или же салфетницы. Дети с удовольствием будут ставить на круги стопочкой тарелки, а на кружочки - кружки. Вот он – порядок, а дальше формируется привычка детей делать все вовремя, аккуратно и по правилам.

В групповых блоках используются знаки, которые способствуют повышению безопасности детей, а так же учат детей беречь ресурсы (вода, свет, тепло).

Следующий приём. Над кранами могут висеть картинки, например капли, глядя на которые малыш будет вспоминать о необходимости экономить воду. Картинка лампочки рядом с выключателем, напомнит о том, что надо выключить свет. Карточка «пальчики» на двери, может символизировать об осторожном открывании и закрывании двери.

Для организации рабочих мест и пространства используются карточки указатели «Центр речи и письма», «Всё для опытов». С их помощью дети быстро находят себе занятие по душе.

С помощью индивидуальных кармашков, н-р, «Чем я буду занят сегодня?» ребята планируют свой день, что способствует сбережению времени, также, вырабатывает самостоятельность, способствует саморазвитию.

В детском саду могут использоваться указатели направления движения, цветовые кодировки, проводиться стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников.

Использование знаков в предметно-пространственной среде позволяет сделать среду понятной, безопасной, доступной. Позволит быстро убрать все игрушки и атрибуты на свои места, разложить аккуратно вещи в шкафчиках в соответствии с алгоритмом и быстро подготовиться к образовательной деятельности.

Ожидаемые результаты от использования Кайдзен- технологии

• Овладение элементарными знаниями о способах сбережения ресурсов (времени, воды, тепла, финансов, безопасности, развить инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;

• Повышение самоорганизации воспитанников в воспитательной деятельности, личной ответственности;

• Сформировано умение детей организовать свое рабочее место;

• Приобретение навыков самообслуживания и элементарного бытового труда, умения работать в команде;

• Сформировано бережное отношение к ресурсам (воде, свету, теплу, продуктам питания.

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Технология дистанционного образования в ДОУ: плюсы и минусы (разновозрастная группа ЗПР)Технология дистанционного образования в ДОУ: плюсы и минусы (разновозрастная группа ЗПР) В связи с пандемией приостановлено посещение детьми дошкольных образовательных учреждений. Реализация образовательной программы осуществляется.

Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду»Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду» «Фитнес для детей в детском саду» Подготовила: воспитатель Егорова С. Х. г. Щелково, 2021. 1. слайд Не секрет, что современные дети в большинстве.

Мастер-класс для воспитателей и родителей «Технология «Сторисек» или «Мешок историй» в детском саду»Мастер-класс для воспитателей и родителей «Технология «Сторисек» или «Мешок историй» в детском саду» Цель: знакомство и овладение инновационной технологией речевого развития дошкольников. Ход мероприятия. «Что такое сторисек»? Метод «Сторисек»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кайдзен-технология или модернизация образования в детском соду
Опубликовано: 6 декабря 2024 в 11:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кайдзен-технология или модернизация образования в детском соду» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лавбина (УИ 48545) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД