Оксана Мазунина
«Кайдзен — путь к успеху!»
▼ Скачать + Заказать документы
Как сказал Цицерон: «Бережливость - это важный источник благосостояния»
Современные дошкольники живут в 21 веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Будущее потребует от них ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Такое качество как бережливость, не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и развивает деловые качества личности, формирует навыки рационального природопользования. Нынешним детям не интересны готовые ответы на вопросы, стандартные решения и назидания взрослых. К непоседам нужен особый подход, чтобы помочь им быстро адаптироваться в изменчивом мире, развивать нестандартные решения и творческие способности которые заложены у каждого ребенка при рождении. Каким образом обеспечить этот подход? К нам на помощь приходит Кайдзен технология. Что же это такое Кайдзен технология? Это японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процесса производства разработки и управления, а также всех аспектов жизни. Система Кайдзен была разработана и опробована в Японии, где и получила небывалую популярность. Само слово "Кайдзен" означает непрерывное совершенствование. Система была впервые применена на производственных комплексах. Философия Кайдзен предполагает, что все производственные процессы должны быть ориентированы на постоянные улучшения, а маленькие улучшения приведут к большим и позитивным сдвигам. По прошествии времени оказалось, что Кайдзен может быть предложен не только к производственной сфере. Принципы Кайдзен работают и в повседневной жизни делают ее более спокойной, размеренной, упорядоченной.
Публикация «„Кайдзен — путь к успеху!“» размещена в разделах
Суть кайдзен базируется на основных 5 принципах, которые представляют собой 5 обязательных элементов, так называемых 5 С.
Это аккуратность, порядок, чистота, стандартизирование и дисциплина. Более подробно о каждом из них.
Сортировка.
Под ней подразумевается четкое разделение вещей на не нужные и нужные. И избавление от не нужных. Например, при организации пространства в образовательном учреждении на дверцах шкафчика можно наклеить схему правильного расположения вещей по полкам. А на рабочем столе педагога нанести условное обозначение минимального и удобного расположения вещей.
Соблюдение порядка.
Это принцип строгой организации хранения используемых вещей, который помогает быстро их находить. В группе на каждом шкафчике и полках можно повесить маркеры в виде картинок, которые помогают детям и педагогам находить быстро игрушки и необходимые предметы.
Чистота.
Означает постоянное соблюдение санитарно-гигиенического режима. Чистое рабочее место, на котором приятно работать, что повышает и эмоциональное состояние человека и делает рабочее место более привлекательным. Для выполнения данного принципа алгоритм мытье рук можно разместить над раковиной, алгоритм посещения туалета рядом с унитазами. Данные памятки алгоритмов, помогают педагогам быстрее приучить детей к точности их выполнения, воспитывают прочные навыки опрятности и аккуратности.
Стандартизация.
Необходимое условие для выполнения первых трех правил. в нашей стране принятые определенные образовательные стандарты которые должны все знать и выполнять. Меры предосторожности предполагают, обозначение цветом, сигнальными знаками, разметкой. например, непосредственная опасность это красный цвет, предполагаемая опасность - желтый цвет, безопасность -зеленый. Так во многих группах дошкольного образовательного учреждения зоны открывания дверей, особо опасные места, острые углы, можно обозначить маркерами красного цвета, или желтого цвета.
Совершенствование.
Это постоянное стремление к точному выполнению установленных правил, процедур и технологических операций. С этой целью также широко используются разные маркеры, обозначения, алгоритм, всевозможные подсказки. С помощью стенда «Наша активность» в группе дети дошкольного возраста самостоятельно могут составлять маршруты своей деятельности, намечать мероприятия в которых они будут участвовать. Это поможет педагогу воспитывать у детей инициативу, самостоятельность.
Все пять принципов легко можно применить в жизни каждого из нас используя эти принципы мы можем постоянно улучшать свое текущее положение. Кайдзен в нашей жизни - это постоянное движение вперед.
Бережливое мышление.
Это способность принимать верное решение, способность действовать в условиях многозадачности. Бережливое мышление одно из важнейших свойств личности, необходимое современному человеку в любой сфере деятельности (профессиональной, учебной и бытовой). Это способ думать так, чтобы при меньших затратах добиваться не только большего, но и лучшего результата. Ребенок дошкольник со сформированным бережливым мышлением в недалеком будущем это школьник умеет достигать поставленной цели, умеет сберегать ресурсы, такие как время, место, деньги.
Основные направления Кайдзен технологии :
- привитие любви к порядку, самодисциплина, аккуратность;
- развитие инициативы и личной ответственности;
-формирование умения работать в команде, достижение общей цели.
Детский Кайдзен.
Использование Кайдзен технологии в ДОУ учит детей бороться с потерями, которые могут мешать сохранять порядок, учат быстро находить свои вещи, не опаздывать. Они позволяют обеспечивать решения важнейших задач во всех образовательных областях.
Цель деятельности образовательного учреждения в рамках реализации Кайдзен технологии - это формирование бережливого мышления у детей.
Кайдзен должен проходить не только в ОУ, но и в домашних условиях. С участием родителей могу быть разработаны элементы развивающей предметно-пространственной среды группы, обеспечивающие внедрение бережливых технологий. Это алгоритмы процессов деятельности, знаково-символические средства навигации в пространстве образовательного учреждения, на участке детского сада, игровые дидактические пособия, например часы разных видов, календарь ожидаемых событий, схемы движений на участке, совместные рисунки, коллажи, стенгазеты, презентации, лепбуки на тему теплосбережение, водосбережение, энергосбережение, сбережение и укрепление здоровья, семейная экономика и другие на бережливые темы. Можно предложить оформить альбомы игры для детей от Теплоши, Энергоши или Берегоши и т д.
Также должна вестись работа с педагогами. Школа бережливого мышления кайдзен, «Маленькими шагами к совершенству, это бережливые технологии по работе с детьми, или формирование у детей навыков измерительных действий, изготовление атрибутов, карточек, схем, моделей для занятий, и экспериментов, составление азбуки бережливости, создание картотеки литературного материала (бережливые сказки, послов, поговорки) и создание банка педагогических идей.
Благодаря внедрению Кайдзен технологии дети овладевают знаниями о способах сбережения времени, воды, тепла, у детей развивается инициатива и самостоятельность к познавательной исследовательской деятельности, повышается самоорганизация воспитанников, формируются умения организовать свое рабочее место, приобретаются навыки самообслуживания и элементарно - бытового труда и формируется бережливое отношение к воде, свету, теплу, одежде, продуктам питания. Философия Кайдзен максимум творчества, детская непосредственность, собственный взгляд на жизнь - дают отличный результат.
Бережливое управление.
Это концепция менеджмента, основанная на постоянном стремлении к выявлению и устранению всех видов потерь, возникающих в процессе деятельности организации. Суть бережливых технологий в том, что в учреждении сокращаются так называемые издержки, то есть лишние действия сотрудников, непрофильная для них работа, в результате повышается производительность труда. Основной целью внедрения бережливых технологий в образовательные организации - является оптимизация внутренних процессов, что позволяет повысить качество предоставляемых образовательных услуг, с максимальной ориентацией на потребителя. Бережливые технологии в образовательном учреждении это, по сути, эффективное управление временем сотрудников. Использование их в работе открывает педагогу новые возможности, сокращает время на выполнение необходимого действия, стандартизирует рядовые операции, уменьшает время на подготовку в профессиональной деятельности. Инструменты бережливого производства позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недочеты в системе образования и за короткий срок добиться значимых результатов по их устранению.
Использование инструментов бережливого производства в образовательной организации способствует эффективной реализации ФГОС, улучшению образовательного процесса, оптимизации работы, повышению качества образования, обеспечению стандартизации и визуализации учебного процесса сокращению временных и финансовых потерь, повышению трудоспособности сотрудников и сохранению человеческих ресурсов и развитию образовательной организации.