Людмила Рыбакова
Фотоочерк «Путь цветов — икебана»
▼ Скачать + Заказать документы
Людмила Рыбакова
«Путь Цветов» - Икебана.
Япония – страна вековых традиций, - они святы и, что очень важно для японцев – они постоянны и неизмены.
Икебана: «Цветы срезаны, но не убиты. Вы спасли душу цветка, он продолжит жить в совершенной гармонии с новой окружающей средой».
Публикация «Фотоочерк „Путь цветов — икебана“» размещена в разделах
История Икебаны начинается в Индии в IV веке. Украшая буддийские храмы, монахи просто рассыпали лепестки цветов. В V веке подобное почитание богов пришло в Китай, а оттуда и в Японию.
Но для японцев характерно, в любой исторический период, знакомясь с чем-то новым, «брать новое», привнося туда свои мысли и чувства.
Священник Икэнобо впервые стал составлять алтарные композиции из живых цветов. Он сравнивал искусство составления букетов с постижением сути вещей, видя в каждой веточке – горы, небо, и находя в этом просветление.
Так в ХV веке в Японии появилась первая школа Икебана - Икэнобо.
Европейскую флористику сравнивают с «живописью», - обилие цветов, веточек, красок и оттенков. Икебана тяготеет к «архитектуре». Икебана довольствуется минимумом, в ее основе простота и изящество.
Становясь традицией, Икебана превращается в науку, постичь которую помогают знания основных заповедей.
Букет Икебана – начинается с 3-х «веток» (цветов) – это «основной контур». Каждая из «веток» на три четверти короче предыдущей. 1-ая самая высокая – «небо», 2-ая - «человек», 3-ья –«земля». В этом философская модель мироздания. Все три вершины, находясь на разных уровнях, образуют разносторонний треугольник
Символика чисел в композиции важна: не более 9 «веток» (цветов). Японцы избегают число «4», оно созвучно слову «смерть». Соблюдается нечетность и асимметрия. Хотя, в тоже время, в Японии –четное число – это пожелание Удачи.
После того, как получился основной «контур» идет заполнение пространства травинками, веточками, цветочками, сухоцветом, также с учетом обязательных правил.
В Х веке, с приходом в Японию, опять-таки из Китая, Чайной церемонии, появляются новые требования к цветочным композициям. Они располагаются не только вертикально, но и горизонтально, «плаваюшими».
Появляются специальные приспособления – «наколки –держатели», для бутонов и веток в вазах. Изменяется ваза, из вертикальной она становится плоской, в форме блюдца или подноса. Главным будет наполнение вазы водой до самого края, чтобы пропадало ощущение присутствия воды.
С изменением стиля жизни, меняется интерьер японского дома, в нем появляются ниши, в которые помещают Икебана и ее высота теперь диктуется высотой ниши
С начала XVII века Икебана перестаёт быть занятием исключительно привилегированных слоев общества и распространяется среди простого народа.
С V века до XIX века Занятия Икебана остаются привилегией мужчин. Даже сегуны – воины были обязаны в совершенстве владеть Икебана.
В XIX веке, с распространением в Японии европейского стиля жизни, правительство вводит курс преподавания Икебана в школах для девочек. Вместе с каллиграфией и искусством проведения чайной церемонии, Икебана и сейчас одно из искусств, которым традиционно учат японских женщин в качестве подготовки к замужеству.
Икебана – неотъемлемая часть Природы: это «Путь Цветов», ценность которого в мимолетности красоты настоящего мгновения, что для японца важнее любого долголетия.
Процесс обучения Икебана – длительный, заключает в себе эстетически-философскую основу. Обряд, в котором жесты и позы учителя и учеников имеют глубокий смысл. Это умение отбросить лишнее и довольствоваться минимумом.
В своём роде это медитация, во время которой человек становится терпеливым, спокойным, чувствует свою близость к природе, тем самым давая отдых для ума, души и тела.
Икебана – творчество в тишине, в разговоре с цветами. Рассматривать работу следует на расстоянии. Главное достичь гармонии и баланса.
В Японии 3 тысячи школ Икебана, основанные как на классических старинных направлениях Рикка и Сёка и других, так и на свободном, современном –вольном, авторско-фантазийном направлении – Дзиюка.
Мидори Ямада –профессор Икебана Икэнобо, переводчица, художник, Каждый раз, бывая в России, посещает школы Икебана, устраивая Выставки работ своих русских учеников.
Работы Мидори Ямада
Икебана - хрупкое и удивительно гармоничное творение человека, символ очищения сердца и приобщения к истинной красоте Мира!
Благодарю за внимание.