раиса медникова
Консультация «К вопросу о развитии речи на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
"К вопросу о развитии речи на музыкальных занятиях"
Музыка – одно из тех искусств, в котором содержание произведений подчас довольно трудно передать словами. Это трудно сделать взрослым людям и тем более нелегко – маленьким детям, у которых невелик запас слов. Поэтому на первоначальном этапе музыкального воспитания младшие дошкольники слушают вначале музыку со словами, а затем, по мере расширения их слушательского опыта, им предлагаются несложные инструментальные произведения и только потом – произведения более сложные по форме и средствам выражения. Но как передать словами те чувства и переживания, которые вызывают у ребенка слушание, пение или исполнение музыкальных произведений, если речь недостаточна развита?
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Каждый из видов музыкальной деятельности (пение, слушание, игра на ДМИ, музыкальные игры) развивает речь детей, расширяется кругозор, обогащается словарный запас:дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов, фамилии, имена композиторов. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке.
Пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи : невнятном произношении, проглатывании окончаний слов, при заикании. Многие дети говорят недостаточно ясно, активно, зажимают нижнюю челюсть.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. И еще одна сторона в процессе обучения пению - это постановка певческого голоса дошкольника. Здесь решаются следующие речевые задачи:
1. Совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи;
2. Культура выразительного исполнения, формирует речевую выразительность;
3. Формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
4. Развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.
Лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, которые способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения - это русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру»
Исполняя разнообразные попевки, дети развивают фонематический слух, («Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о) в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии) .
Формируя чёткую дикцию, поем скороговорку на одной – двух ступенях:
“Не по шоссе, а около катилось О и охало”
Чистоговорка “ Мама мыла Милу” :
Мама мыла Милу с мылом, Мила мыло не любила.
Мама мыла Милу с мылом, Миле в глаз попало мыло.
Определяем, что наиболее часто повторяются сонорные согласные “м” и “л”, которые “пропеваются” как можно дольше. Упражнение ещё полезно и тем, что, благодаря повторяющимся слогам “ма”, “ми”, “мы”, “ла”, формируются звуки “а” и “и” на высокой позиции. А используя в играх и упражнениях восклицания: ой, ох, ах, ух… В р. н. п. “Ой, заинька, по сенечкам беги”, способствует естественному, без напряжения звучанию первого звука, тона.
Поем, “как медвежата”, “как зайчики”, “как мышки” - Это помогает лучше овладеть тремя основными регистрами голоса.
Чтобы более чётко произносить слова, используем приём пропевания текста одними губами, в разных темпах, начиная с медленного.
«Комар», «Жук», - автоматизация изолированного произнесения звука «з», «ж». Правильно подбирая музыкальное сопровождение, умело, используя его, можно обогатить и развить речь : уже с двух лет можно начинать показы-инсценировки.
Способствует расширению словарного запаса знакомство детей с песнями, музыкальными пьесами, это еще позволяет расширить представления детей о различных явлениях действительности. При многократном прослушивании произведений дети узнают их, и отвечают на различные вопросы : весёлая или грустная песня; нравится ли или нет. Таким образом, музыка способствует речевому развитию ребёнка.
Очень эффективными для речевого развития являются музыкально-логопедические рифмовки - короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать. Тексты рифмовок включают большое количество квазиомонимов, различающихся между собой несколькими фонемами, что делает их незаменимыми в работе над фонематическим восприятием. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют морфологический признак, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка.
Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребё нка: вызывает живой интерес и позитивные переживания.
Связав музыку, речь и мелкую моторику Е. Железнова и С. Железнов разработали комплекс упражнений по развитию мелкой моторики под музыку. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей : слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма. Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи.
Игра на металлофоне способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Дети начинают подбирать мелодии на слух, что активизирует их речь, так как речевой слух составляет основу слуха музыкального.
Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи : помогает глубже понять его эстетическую сущность.