Гульназ
Перспективный план работы с застенчивыми детьми «Я все могу»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы
«Я все могу»
(В основе лежит программа Л. И. Катаева
«Работа психолога с застенчивыми детьми»)
Автор-составитель: педагог-психолог
Васильева Л. А.
2015-2016гг
Пояснительная записка
Публикация «Перспективный план работы с застенчивыми детьми „Я все могу“» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Планирование. Планы работ
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Застенчивость — сложное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия — от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.
Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Наверное, ее можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение.
Последствия застенчивости могут быть удручающими :
отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;
невозможность выразить свое мнение и отстоять свои права;
боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка (или взрослого, какая-то эмоциональная угроза, и т. д.
На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии малыша с другими людьми и впоследствии закрепляется. Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться — задача и психолога, я педагогов, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своей застенчивости не только не помогает, а, наоборот, мешает ее преодолеть. Фиксация внимания на особенностях своего характера и поведения вызывает еще большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением.
Как же помочь застенчивым, нерешительным детям? В первую очередь надо выработать определенный стиль поведения с ними. Это касается и педагогов, и родителей. Необходимо:
постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах;
привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением;
расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе домой друзей, брать ребенка в гости к знакомым людям, разнообразить маршруты прогулок — предоставить ребенку определенную меру свободы и открытых действий, сдерживая свое беспокойство и желание все сделать за него. Общение с застенчивыми детьми требует осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрослого может быть совершенно неожиданной. Особая тактичность ожидается от воспитателя: в группе, перед другими детьми, неуверенность ребенка возрастает, и он острее реагирует на все обращенные к нему слова и действия.
Чем же в такой ситуации может помочь психолог?
1. Выявить причину данного состояния в каждом отдельном случае.
2. Направить ребенка к соответствующим специалистам при обнаружении явной патологии.
3. Создать благоприятную для ребенка среду (приблизить условия детского сада к домашним, разрешить детям свободно передвигаться по всему учреждению, обеспечить доброжелательное отношение воспитателей и специалистов к своим подопечным, постоянно внушая им уверенность в своих силах, давать детям различные поручения, требующие вступления в контакт со взрослыми).
4. Проводить коррекционные занятия, предварительно разделив детей на подгруппы по сходству причин возникновения застенчивости, закомплексованности, малоактивности.
Кружковая работа проводится 1 раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста.
Продолжительность каждого занятия составляет 25-30 минут.
Материалом занятий служат игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативных способностей. Во время их проведения психологи помогают детям:
преодолеть застенчивость, замкнутость, скованность, нерешительность, двигательно раскрепоститься;
развить язык жестов, мимики и пантомимики, понять, что, кроме речи существуют и другие средства общения; познакомиться с эмоциями человека осознать собственные эмоции, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развить умение адекватно выражать свои эмоции;
развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательное отношение друг к другу.
Тематическое планирование занятий
Тема Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Занятие 11
Занятие 12
Занятие 13
Занятие 14
Занятие 15
Занятие 16
Занятие 17
Занятие 18
Занятие 19
Занятие 20
Занятие 21
Занятие 22
Занятие 23
Занятие 24
Занятие 25
Занятие 26
Занятие 27
Занятие 28
Занятие 29 Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
развитие эмоционально-выразительных движений; развитие
коммуникативных способностей; снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
Развитие способности понимать эмоциональное состояние партнеров по общению; снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
развитие эмоционально-выразительных движений;
развитие умения входить в контакт, воспитание доброжелательного отношения к окружающим;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
формирование эффективных способов общения; развитие межличностного доверия;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
развитие паралингвистических (внеязыковых) средств общения;
воспитание интереса и внимания к партнерам по общению; снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
развитие вербальных и невербальных средств общения;
формирование способности осознавать и выражать свое эмоциональное состояние;
развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам;
формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
развитие паралингвистических средств общения;
сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
развитие самосознания, формирование адекватной самооценки;
снижение психоэмоционального напряжения.
Создать максимально спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного общения и игры; преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
развитие паралингвистических средств общения;
формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
развитие паралингвистических средств общения;
воспитание способности к согласованному взаимодействию;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие коммуникативных навыков;
воспитание способности к согласованному взаимодействию;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие коммуникативных навыков;
воспитание способности к согласованному взаимодействию;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям;
развитие самосознания и индивидуальности;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям;
развитие самосознания и индивидуальности;
снижение психоэмоционального напряжения.
Создать благоприятный эмоциональный атмосферу; формировать навыки общения, свободного и открытого проявления эмоций и чувств; способствовать становлению позитивного представления о своем образе «Я», неповторимом и уникальном.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям;
развитие самосознания и индивидуальности;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
развитие самосознания, формирование адекватной самооценки;
развитие социальных эмоций, коммуникативных способностей;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам;
развитие самосознания, формирование адекватной самооценки;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию;
развитие интереса и внимания к партнерам по общению;
развитие самосознания и индивидуальности;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
развитие вербальных и невербальных средств общения;
развитие интереса и внимания к партнерам по общению;
сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
сплочение группы, воспитание доброжелательного отношения к окружающим;
развитие коммуникативных способностей;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
воспитание интереса и внимания к партнерам по общению;
развитие самосознания, формирование адекватной самооценки;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
развитие самосознания, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
развитие вербальных и невербальных средств общения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию;
формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
снижение психоэмоционального напряжения.
Развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам;
формирование адекватной самооценки, развитие уверенности в себе;
развитие вербальных и невербальных средств общения;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию;
снижение психоэмоционального напряжения.
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
воспитание интереса к партнерам по общению;
развитие самосознания и индивидуальности;
снижение психоэмоционального напряжения.
Создать максимально спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного общения игры; формировать навыки общения, свободного и открытого проявления эмоции и чувств; способствовать становлению позитивного представления о своем образе «Я», неповторимом и уникальном. 1. Приветствие.
2. Прослушивание сказки «Три подружки».
Приветствие.
3. Инсценирование сказки «Три подружки».
4. Упражнение «Глубокое дыхание».
5. Игра-рисование «Нарисуй свою ладошку»
6. Рефлексия. Прощание.
1. Приветствие.
2. Этюд «Робкий Чебурашка».
3. Этюд «Смелый Чебурашка».
4. Аппликация из бросового материала: «Домик для чебурашки».
5. Рефлексия. Прощание.
1. Приветствие.
2. Упражнение «Ласковое имя»
3. Игра «Кто это?».
4. Упражнение «Лифт».
5. Игра-рисование «Нарисуем лица на пальчиках ладошки».
6. Прощание. Рефлексия.
1. Приветствие.
2. Беседа о речи.
3. Упражнение «Слепой и поводырь».
4. Упражнение «Порхание бабочки».
5. Прощание. Рефлексия.
1. Приветствие;
2. Беседа «Как можно научиться общаться без слов».
3. Упражнение «Иностранец».
4. Упражнение «Водопад».
5. Прощание. Рефлексия.
1. Приветствие.
2. Упражнение «Через стекло».
3. Упражнение «Связующая нить».
4. Упражнение «Жираф».
5. Упражнение «Найди занятие по душе».
6. Рефлексия. Прощание.
1. Игра «Ласковое приветствие.
2. Упражнение «Расскажи стихи без слов».
3. Инсценировка стихотворения «Ждет гостей сегодня кошка.».
4. Упражнение «Цветок».
5. Прощание. Рефлексия.
1. Приветствие.
2. Упражнение «Рисуем себя».
3. Упражнение «Необычная радуга».
4. Игра «Где живет с кем дружит?»
5. Рефлексия. Прощание.
1. Приветствие.
2. Игра «Незнайка».
3. Упражнение «Цветок»
4. Рисование нитью
«Волшебный цветочек».
5. Прощание. Рефлексия.
1. Приветствие.
2. Игра «Дракон ловит свой хвост».
3. Этюд «Два клоуна».
4. Упражнение «Марионетка».
5. Рефлексия. Прощание «Добрые слова на прощание».
1. Приветствие.
2. Упражнение «Разыгрываем сказку».
3. Упражнение «Волшебный сон».
4. Аппликация «Золотая рыбка».
5. Прощание. Рефлексия.
1. Приветствие.
2. Игра «Веселый мячик».
3. Этюд «Встреча с другом».
4. Упражнение «Полет высоко в небе».
5. Прощание. Рефлексия.
1. Приветствие.
2. Упражнение «Угадай эмоцию».
3. Беседа «Способы повышения настроения».
4. Упражнение «Рисуем свое настроение».
5. Рисование-игра «Несуществующее животные».
6. Рефлексия. Прощание невербальное.
1. Приветствие.
2. Упражнение «Незаконченные предложения».
3. Упражнение «Воздушный шарик».
4. Рисование желаемых подарков.
5. Прощание. Рефлексия.
1. Приветствие.
2. Упражнение «Расскажи о том, что тебе нравится в себе».
3. Этюд «Встреча с другом» (см. выше).
4. Упражнение «Веселая зарядка».
5. Прощание. Рефлексия.
1. Приветствие.
2. Игра «Заколдованный ребенок».
3. Игра «Жмурки».
4. Упражнение «Отдых на море».
5. Прощание. Рефлексия.
1. Приветствие.
2. Игра «Путешествие».
3. Упражнение «Тихое озеро».
4. Игра-рисование ладоней друг друга.
5. Прощание. Рефлексия.
1. Приветствие.
2. Игра «Лети, лети, лепесток».
3. Игра «Ах, какой я молодец!».
4. Упражнение «Насос и мяч».
5. Рефлексия. Упражнение «Передай настроение другому».
1. Приветствие.
2. Упражнение «Комплименты».
3. Упражнение «Закончи предложение».
4. Упражнение «Самолет».
5. Прощание. Рефлексия.
1. Приветствие.
2. Игра «Строители».
3. Упражнение «Робот».
4. Упражнение «Лифт» (см. выше).
5. Рисование «Построим замок» (метод штамповки).
6. Прощание. Рефлексия.
1. Приветствие.
2. Упражнение «Зеркало».
3. Игра «Путешествие».
4. Упражнение «Водопад» (см. выше).
5. Прощание. Рефлексия.
1. Приветствие.
2. Игра «Смелые мышки».
3. Упражнение «Ласковое имя» (см. выше).
4. Упражнение «Путешествие в волшебный лес».
5. «Рисование волшебного леса».
6. Прощание. Рефлексия.
1. Приветствие.
2. Игра «Улиточка».
3. Беседа «Наши имена».
4. Упражнение «Расскажи о том, что тебе нравится в себе» (см. выше).
5. Упражнение «Глубокое дыхание» (см. выше).
1. Приветствие.
2. Беседа «Как мы боремся с трудностями».
3. Упражнение «Разыгрывание ситуаций».
4. Упражнение «Закончи предложение».
5. Прощание. Рефлексия.
1. Приветствие.
2. Игра «Паровозик».
3. Игра «Строители».
4. Упражнение «Скала».
5. Прощание. Рефлексия.
1. Приветствие.
2. Игра «Ладошки».
3. Упражнение «Я знаю».
4. Ролевая гимнастика.
5. Упражнение «Глубокое дыхание» (см. выше).
1. Приветствие.
2. Коллективный рисунок «Волшебная страна».
3. Упражнение «Придуманная страна».
4. Прощание.
1. Приветствие.
2. Игра «На кого я похож».
3. Упражнение «Рисуем себя» (см. выше).
4. Упражнение «Пожелания».
5. Упражнение «Самолет» (см. выше).
6. Прощание. Рефлексия.
1. Приветствие.
2. Упражнение «Угадай эмоцию».
3. Беседа «Способы повышения настроения».
4. Упражнение «Рисуем свое настроение».
5. Рисование-игра «Несуществующее животные».
6. Рефлексия. Прощание невербальное.
Список литературы
1. Работа психолога с застенчивыми детьми. Л. И. Катаева. - М. : Книголюб, 2004.-56с.
2. Коррекционно-развивающие занятия по социальной адаптации детей дошкольного возраста. Д. В. Володько. - Минск: Зорны Верасок,2010.-104с.