Зубачева Татьяна
Перспективный план «Я познаю мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы Программа дополнительной образовательной деятельности интеллектуально-познавательной направленности «Я познаю мир» для детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
Основание для разработки Программы Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
Постановление Правительства РФ №706 «Об утверждении правил оказания дополнительных платных образовательных услуг»;
Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
Публикация «Перспективный план „Я познаю мир“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №164 «Об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
Цель Программы развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование начальных естественнонаучных представлений через поддержание интереса к исследованиям, открытиям.
Составитель Программы Зубачёва Татьяна Борисовна - воспитатель высшей квалификационной категории
Задачи Программы развить активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост;
обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания;
обучать приемам сравнения, анализа, обобщения и классификации;
развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира;
формировать умение пользоваться приборами - помощниками, оборудованием для детского экспериментирования;
учить фиксировать результаты исследований;
формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.
Ожидаемые результаты Ребенок:
проявляет исследовательское поведение, стремится самостоятельно установить причинно - следственные связи, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
с удовольствием участвует в экспериментах, организуемых взрослым, отражает в речи их ход и результаты, делает попытки сформулировать предположения;
в деятельности опирается на собственный опыт, пользуется своими знаниями для разрешения проблемных ситуаций; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Усваивается все крепко и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам»
Р. Эмерсон
Программа дополнительной образовательной деятельности «Я познаю мир» является программой интеллектуально-познавательной направленности, разработанной на основе программы Дыбиной О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром», методических рекомендаций Дороновой Т. Н., Коротковой Н. А. «Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников», педагогической технологии Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е. «Экологическая деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Актуальность Программы
В основе программы «Я познаю мир» лежит практический метод обучения дошкольников - экспериментирование. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются речь, мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Главной отличительной чертой Программы является то, что она основывается на комплексном подходе к обучению дошкольников, помогает связать между собой занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром с элементами экспериментирования и опытно-практической деятельности с другими традиционными видами деятельности дошкольного учреждения, что позволяет делать эти занятия более интересными и содержательными.
Практическую значимость Программы определяет деятельность, направленная на всесторонне развитие ребенка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребенка к школе:
познавательных процессов,
коммуникативных навыков,
эмоционально-волевой сферы.
Принципы и подходы к формированию Программы
При разработке содержания Программы учтены следующие принципы:
принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития;
принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития;
принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития;
принцип «развивающей интриги»;
принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания;
принцип деятельного подхода к развитию личности;
принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности;
принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности;
принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).
Цель Программы – развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование начальных естественнонаучных представлений через поддержание интереса к исследованиям, открытиям.
Задачи Программы:
развить активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост;
обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания;
обучать приемам сравнения, анализа, обобщения и классификации;
развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира;
формировать умение пользоваться приборами - помощниками, оборудованием для детского экспериментирования;
учить фиксировать результаты исследований;
формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.
Формы обучения
Программа предполагает работу с детьми в форме совместной работы детей с педагогом в условиях непосредственно образовательной деятельности, в процессе игровой деятельности, а также их самостоятельной познавательной деятельности детей.
Содержание организованных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. В интеграции используются и другие виды деятельности: театрализованная, изобразительная, музыкальная и т. д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.
В процессе реализации Программы используются следующие формы работы с детьми:
«игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами, где основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета;
«игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск, (всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай»);
игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными);
«игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом;
проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
Познавательное развитие детей осуществляется не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе повседневного общения со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, при самообслуживании, в ходе режимных моментов, на игровой площадке во время прогулки.
Методы и приемы обучения
Для решения поставленных задач использую разнообразные методы.
Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:
распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
за изменением и преобразованием объектов.
Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. Занятия проводятся от лица куклы Василисы Премудрой.
Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. Д.
Словесные методы:
рассказы воспитателя, основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях;
рассказы детей, этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей;
беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Содержание Программы
Работа по Программе строится по трё м взаимосвязанным направлениям:
живая природа;
неживая природа;
рукотворный мир;
человек.
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации:
информационный,
действенно – мыслительный,
преобразовательный.
При выборе тем соблюдены следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки) .
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Работа по каждой теме заканчивается итоговым мероприятием: сбором коллекции, коллективной работой или праздником.
В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование,
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Способ организации занятий:
групповой (организация работы в подгруппах);
индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий).
Объем образовательной нагрузки
Срок реализации Программы – 1 год. Реализация Программы осуществляется в соответствии с целями и задачами Программы дополнительной образовательной деятельности «Я познаю мир» Программа рассчитана на одно занятие в неделю продолжительностью 20 минут. Всего 34 занятия. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 27 человек.
В результате реализации Программы будут сформированы:
элементарные умения проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания;
умение владеть приемам сравнения, анализа, обобщения и классификации;
элементарные представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира;
умения пользоваться приборами - помощниками, оборудованием для детского экспериментирования;
умения фиксировать результаты элементарных исследований.
Календарно – тематическое планирование
Месяц Тема Цели и задачи
Сентябрь «Волшебница вода»
1. «В лаборатории Мудрой Совы»
Познакомить детей с Мудрой Совой - хозяйкой лаборатории.
Знакомить детей с правилами безопасности при выполнении опытов.
2. «Свойства воды»
Дать представление о том, что вода не имеет запаха, цвета, вкуса, формы.
3. «Откуда берется вода?»
Познакомить детей с процессом конденсации.
4. «Рисование на мокром листе» Закрепить знания о свойствах воды, учить детей рисовать на мокром листе.
Октябрь
«Песочная страна» 1. «Сухой или мокрый?» Продолжать знакомить детей со свойствами песка (сыпучий, рыхлый, мокрый)
2. «Из чего состоит песок»
Познакомить детей с тем, что песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
3. «Мокрый песок»
Закрепить знания о том, что мокрый песок принимает любую форму.
4. «Рисуем сухим песком»
Закреплять знания о свойствах песка, учить рисовать им, продолжать знакомить с техникой безопасности при работе с песком.
Ноябрь
«Невидимка – воздух» 1. «Что в пакете?» Знакомить детей со свойствами воздуха, учить обнаруживать воздух в окружающем пространстве.
2. «Игры с соломинкой»
Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух.
3. «Пузырьки – спасатели»
Выявить, что воздух легче воды и имеет силу.
4. «Зачем рыбам нужен воздух?» Дать представление о том, что плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.
Декабрь
«По немного обо всем» 1. «Почему все звучит?»
Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.
2. «Откуда берется голос?»
Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов слуха.
3. «Легкий - тяжелый»
Познакомить детей с тем, что предметы имеют вес, учить группировать предметы по весу.
4. «Мы фокусники» Познакомить детей с магнитом, учить выделять предметы. взаимодействующие с магнитом.
Январь
«Свойства материалов» 1. «Удивительные камни»
Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами. Собрать коллекцию камней.
2 «Свойства материалов»
(стекло, металл)
Учить узнавать предметы, сделанные из стекла и металла, определять их качества и свойства.
3 «Свойства материалов»
(резина, пластмасса)
Учить узнавать предметы, сделанные из резины и пластмассы, определять их качества и свойства. Познакомить с понятием – рукотворные предметы.
Февраль
«Мир удивительных открытий 1. «Замерзшая вода»
Знакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым,дать первоначальные знания об айсбергах.
2. «Вода нужна всем»
Дать детям представление о роли воды в жизни растений, учить детей вести дневник наблюдений.
3. «Как работает термометр»
Познакомить детей с разными видами термометров (для воды, улицы, для измерения температуры тела, показать, как работает термометр.
4. «Как образуется тень» Дать детям представление об образовании тени, ее зависимости от источника света.
Март
«Мир удивительных открытий 1. «Загадки яйца»
Научить детей определять вареное яйцо или сырое, объяснить, почему яйцо не тонет в соленой воде.
2. «Свет и тень»
Познакомить детей с естественными и искусственными источниками света, с понятием - тень.
3. «Солнечная лаборатория»
Формировать представления о свойствах солнечных лучей (свет тепло, отражение).
4. «Путешествие в мир бумаги»
Познакомить детей с историей бумаги, закрепить знания о различных видах бумаги. Собрать коллекцию различных видов бумаги.
Апрель
«Мир удивительных открытий 1. «Да здравствует мыло душистое» Развивать у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене.
2. «Свет мой зеркальце скажи»
Продолжать знакомить детей с понятием «отражение», учить находить предметы, в которых можно увидеть отражение.
3. «Шум моря»
Познакомить детей с разнообразием ракушек с понятием – резонанс (шум моря в ракушке) Коллективная работа «Панно из ракушек».
4. «Что растворяется в воде»
Показать детям растворимость и не растворимость в воде различных веществ.
Май
«Мир удивительных открытий 1 «Почва для растений: сухая или влажная?» Знакомить детей со свойствами почвы, подвести к пониманию, что растениям нужно для роста.
2 «Солнечные часы»
(совместно с родителями)
Познакомить детей с различными видами часов, закрепить знания частей суток, объяснить, как надо пользоваться солнечными часами.
3 «Веселые фокусы»
(заключительное) Развивать любознательность, познавательный интерес детей. Создавать эмоционально – положительную атмосферу.
Список литературы
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. Воронеж: ТЦ «Учитель»,2009
2. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
3. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экологическая деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-пресс,2007
5. Картотека опытов и фокусов для детей дошкольного возраста.