Анна Кузина
Программа работы учителя-логопеда по наставничеству
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 119»
«Я ПОМОГУ»
Программа работы учителя — логопеда Кузиной А. В. по наставничеству
на 2023 – 2024 уч. г.
Составитель:
Кузина Анна Викторовна,
учитель-логопед.
г. Нижний Новгород
2023 г.
Содержание
Содержание
Пояснительная записка…. …3
Актуальность…. 4
Цели и задачи программы, формы работы…. 4
Публикация «Программа работы учителя-логопеда по наставничеству» размещена в разделах
Структура, содержание и этапы реализации программы…. 6
Планирование работы учителя-логопед с наставляемым учителем-логопедом….….8
Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога первого года работы в должности «учитель-логопед» на учебный год….…. 11
ОТЧЕТ об итогах работы по наставничеству на конец учебного года….….14
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с большим опытом работы, а воспитанники и их родители ожидают от них столь же высоких результатов, что и у более опытных сотрудников.
После окончания учебы молодой педагог проходит период адаптации к трудовой деятельности. Процесс вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный молодой специалист как профессионал, останется ли он в сфере профильного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Таким образом, возникает необходимость сопровождения профессионально-личностного развития молодых специалистов более опытными коллегами. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения, и способствует более мягкому протеканию процесса адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности.
Актуальность
Оптимальным инструментом для профессионального становления молодого специалиста и закрепления его в организации выступает программа работы по наставничеству.
Профессиональная адаптация личности полностью зависит от мастерства, опыта и знания наставника, а наставник, сопровождая молодого педагога в его становлении как специалиста, так же совершенствует свои личные и профессиональные качества.
Всё вышесказанное обеспечивает актуальность организации наставничества в образовательном учреждении, как универсальной модели построения отношений внутри организации, технологии интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метапредметных ценностей.
Развитие системы наставничества призвана стать одним из эффективных методов профессиональной адаптации молодых специалистов.
Цели и задачи программы, формы работы
В данной программе описан опыт наставничества по форме «Учитель-логопед – учитель-логопед».
Цель программы : обеспечить успешное вхождение молодого специалиста (учителя-логопеда) в профессиональную деятельность и дальнейшее закрепление в ней через создание условий для его профессионального становления.
Задачи программы :
оказывать методической помощь молодому специалисту в формировании и повышении общедидактического и методического уровня организации логопедического сопровождения;
создавать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого специалиста;
развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании;
обеспечить теоретическую, психологическую поддержку молодому педагогу;
способствовать планированию работы молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня;
отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога.
Формы работы :
Самообразование – выбор темы для самообразования и дальнейшая планомерная, регулярная работа, результатом которой является продукт, представляемый в форме статьи, методической разработки, программы, методических рекомендаций;
Обучение педагога на рабочем месте, обеспечение его активного участия в деятельности методического объединения специалистов службы сопровождения;
Методическое сопровождение начинающего учителя-логопеда через посещение занятий педагога-наставника, и предоставления своих занятий педагогу-наставнику;
Участие в вебинарах, онлайн-семинарах, конференциях, конкурсах.
«Я ПОМОГУ»
«Я НАУЧУ»
«Я БУДУ РЯДОМ»
Структура, содержание и этапы реализации программы
Программа работы по наставничеству рассчитана на 1 год. Содержание программы реализуется поэтапно.
Этапы реализации программы
1 этап – Адаптационный
Цель - оказание практической помощи молодому учителю-логопеду в адаптации к учреждению, выявление профессиональных затруднений молодого педагога; разработка основных направлений работы.
Задачи:
1. Выявить значимые проблемы начинающего логопеда в организации профессиональной деятельности и наметить пути их решения;
2. Определить сформированность профессионально значимых качеств;
3. Способствовать формированию навыков самоорганизации;
4. Инициировать активность молодого специалиста.
Содержание работы : знакомство молодого специалиста с должностной инструкцией, уставом ОУ, правилами внутреннего трудового распорядка, нормативными документами, регламентирующими организацию педагогической деятельности. Выбирается тема самообразования, составляются план её реализации и индивидуальный план профессионального становления специалиста на год. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.
2 этап – Проектировочный
Цель – формирование потребности молодого учителя-логопеда в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании теоретических и практических знаний, умений, навыков.
Задачи:
1. Стимулировать личностно-профессиональное развитие молодого специалиста посредством использования эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов;
2. Продолжать способствовать формированию умений рационально организовывать и планировать свою деятельность.
3. Обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
Содержание работы : направляющая помощь в совершенствовании знаний, умений, навыков молодого специалиста и проектировании траектории дальнейшего профессионального роста. Приобщение молодого специалиста к трансляции опыта работы через проведение открытых занятий, участие в конкурсах профессионального мастерства. Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающего педагога (взаимоподдержка и взаимопомощь, координация действий педагога в соответствии с задачами МБДОУ «Детский сад № 119» и задачами воспитания и обучения детей; помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; профессиональные советы, рекомендации, разъяснения, необходимые поправки педагогических действий молодого учителя-логопеда).
3 этап – Контрольно-оценочный
Цель- создание условий для формирования у молодого учителя-логопеда индивидуального стиля творческой деятельности, становление молодого специалиста как учителя-профессионала.
Задачи:
1. Формировать потребность и стремление к рефлексии собственной деятельности;
2. Вырабатывать умение критически оценивать процесс профессионального становления и развития;
3. Продолжать формировать навык самостоятельного управления своим профессиональным развитием;
Содержание работы : анализ результатов работы молодого педагога с детьми; динамика профессионального роста молодого педагога; перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами; подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Планирование работы учителя-логопед с наставляемым учителем-логопедом на 2023-2024 учебный год
Дата Мероприятие Рассматриваемые вопросы Форма работы
Сентябрь
Введение в систему работы детского сада, изучение нормативно-правовой базы.
1. Перспективы развития дошкольного учреждения.
2. Нормативно – правовая база детского сада (режим работы учреждения, методическая служба ДОУ). Деятельность по изучению нормативных актов, локальных актов.
Ведение документации учителя-логопеда на учебный год. Структура рабочей программы учителя – логопеда.
1. Обучение правилам ведения документации.
2. Составление рабочей программы учителя-логопеда, куда входят следующие документы: годовой план работы учителя-логопеда, годовой план работы по взаимодействию с семьями воспитанников, годовой план работы по взаимодействию с педагогическим коллективом, комплексно-тематическое планирование занятий для детей с ТНР, перспективный план работы учителя-логопеда, календарно-тематическое планирование фронтальных занятий, график и циклограмма работы учителя-логопеда, журнал ежедневной работы учителя – логопеда (табель учета посещаемости логопедических занятий, экран звукопроизношения, содержание индивидуальной работы на неделю, индивидуальные образовательные маршруты).
Изучение АОП ДО для обучающихся с ТНР Структура АОП ДО для обучающихся с ТНР Написание коррекционной части Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 119».
Проведение стартовой диагностики речевого развития обучающихся с ТНР Структура диагностики Фиксирование результатов в речевой карте, оформление результатов стартового мониторинга с качественной и количественной характеристикой.
Октябрь
Написание индивидуального образовательного маршрута. Структура написания индивидуальных образовательных маршрутов. Оформление индивидуальных образовательных маршрутов, необходимые корректировки.
Октябрь - ноябрь
Проектирование и анализ образовательной деятельности Структура индивидуального логопедического занятия.
Структура фронтального логопедического занятия. Открытые занятия
наставника учителя-логопеда,
их анализ.
Консультации по
планированию логопедических занятий (индивидуальных и групповых).
Разработка инструментария
для самостоятельного
планирования групповых и индивидуальных логопедических занятий.
Декабрь Практическое занятие наставляемого учителя-логопеда. Структура занятия, целеполагание, составление плана. Просмотр занятия, анализ, самоанализ.
Январь-февраль Обследование детей среднего возраста с речевой патологией для прохождения ТПМПК. Особенности речевого развития детей, направляемых на ТПМПК. Фиксация данных диагностики, составление списка детей, направляемых на ТПМПК, оформление документации, необходимой для направления ребенка на ТПМПК.
Март Система организации консультативной работы с родителями и педагогами. Структура консультирования родителей и педагогов. Беседа, рекомендации по организации консультаций с родителями, педагогами.
Апрель Участие в конкурсах профессионального мастерства и других конкурсах. Непрерывное самообразование молодого специалиста и повышение его профессионального мастерства. Участие в конкурсах, прохождение семинаров, вебинаров, написание отчета по теме самообразования.
Май
Проведение итоговой и сравнительной диагностики речевого развития обучающихся с ТНР. Структура итоговой диагностики, структура сравнительного мониторинга. Фиксирование результатов в речевой карте, оформление результатов итогового и сравнительного мониторинга с качественной и количественной характеристикой.
Отчет о результатах коррекционной работы молодого учителя-логопеда. Структура отчета согласно годовому плану на учебный год. Оформление годового отчета.
Итоги реализации программы. Анализ деятельности по плану работы за отчетный период Подготовка отчета наставника.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 119»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
профессионального становления молодого педагога первого года работы
в должности «учитель-логопед» Прозоровой Натальи Сергеевны
на 2023-2024 учебный год
Педагог – наставник :
Кузина Анна Викторовна,
учитель-логопед.
г. Нижний Новгород
2023 г.
Месяц Мероприятие Оценка выполнения (дата, подпись наставника)
Сентябрь Изучение нормативно-правовой базы МБДОУ «Детский сад № 119».
Изучение документации учителя-логопеда.
Проведение стартовой диагностики речевого развития обучающихся с ТНР.
Октябрь Написание индивидуального образовательного маршрута.
Октябрь-ноябрь Проектирование и анализ образовательной деятельности.
Декабрь Практическое занятие наставляемого учителя-логопеда.
Январь-февраль Обследование детей среднего возраста с речевой патологией для прохождения ТПМПК.
Март Система организации консультативной работы с родителями и педагогами.
Апрель Участие в конкурсах профессионального мастерства и других конкурсах, отчет по теме самообразования.
Май
Проведение итоговой и сравнительной диагностики речевого развития обучающихся с ТНР.
Отчет о результатах коррекционной работы молодого учителя-логопеда.
Показатели системы оценки профессиональной деятельности молодого педагога в должности учитель-логопед :
1. Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов в сфере
образования.
2. Культура ведения документации.
3. Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.
4. Реализация современных образовательных программ, методик и технологий
обучения и воспитания.
5. Использование в профессиональной деятельности информационных технологий.
6. Комплексная система планирования образовательной деятельности,
индивидуальное сопровождение воспитанника.
7. Использование инновационных форм, методов образования.
8. Создание современной развивающей предметно-пространственной среды,
информационно-образовательной среды.
9. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в
детском коллективе.
10. Участие в инновационной работе.
11. Осуществление самообразования.
12. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.
13. Дисциплинированность и ответственность.
14. Достижения воспитанников.
дата___ подпись наставника___
Ознакомлен:
___
дата___подпись молодого специалиста___
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 119»
ОТЧЕТ об итогах работы по наставничеству на конец 2023-2024 учебного года
Педагог – наставник :
Кузина Анна Викторовна,
учитель-логопед.
г. Нижний Новгород
2024 г.
Молодой специалист___
(фамилия, имя, отчество)
Образование___
Профессия (должность)___
Периоды наставничестваис «___»___20___г.
по «___»___20___г.
Заключение о результатах работы по наставничеству
Показатель Краткая характеристика
достигнутых показателей
Оформление документации логопедической деятельности на учебный год.
Определение форм, методов и средств логопедического сопровождения обучающихся с речевыми нарушениями.
Определение объема, содержания, цели, задач индивидуальных и фронтальных логопедических занятий, организация их реализации с учётом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся с ТНР.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов логопедического сопровождения обучающихся с ТНР.
Применение современных образовательных и логопедических технологий, включая информационные ресурсы с учётом особых образовательных потребностей обучающихся.
Анализ эффективности реализации коррекционного процесса для обучающихся с ТНР.
Своевременное выявление обучающихся с нарушениями речи, испытывающих трудности в обучении посредством проведения диагностики речевого развития обучающихся с ТНР.
Оценка динамики в формировании компонентов речевой системы на протяжении учебного года.
Консультирование родителей (законных представителей) по волнующим вопросам речевого развития обучающихся.
Непрерывное самообразование молодого специалиста и повышение его профессионального мастерства.
Отношение к работе.
Работоспособность
Взаимоотношение с коллегами
Выполнение требований и стандартов профессиональной деятельности
Вывод
___
Рекомендации
___
Наставник___
(должность, подпись, фамилия, инициалы наставника)
"___" ___20___г.
С отчетом об итогах наставничества ознакомлен : ___
(подпись молодого специалиста)