Надежда Малявко
Конспект экспериментальной деятельности «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана»
Цель:
Познавательное развитие:
обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;
расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;
развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
Речевое развитие:
расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.
Социально-коммуникативное развитие:
воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира
создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.
поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;
Физическое развитие:
укреплять здоровье детей.
Проблемный вопрос: Что такое вулкан?
Гипотезы: 1. Вулкан -это огнедышащая гора.
2. Вулкан- это обычная гора.
Оборудование:
картинки с изображением вулканов;
поддоны;
видеофильм;
сода;
лимонная кислота;
сухая красная краска;
моющая жидкость;
чайные ложки;
салфетки
наглядность: картинки с явлением природы,
предварительная работа: знакомство с явлениями природы.
Ход занятия
Здравствуйте ребята.
Доброе утро скажем друзьям. …
Доброе утро скажем гостям, … .
- ВСЕ очень любят наблюдать явления природы. А какие явления природы вы любите наблюдать? … (картинки)
Я приготовили для вас загадку. Какое явление природы мы с вами можем наблюдать весной, летом, осенью и зимой? … ….)
Если дети затрудняются, педагог использует загадки:
Сначала блеск, потом треск, а затем плеск (Молния, гром, дождь)
Сквозь густую пелену, ничего я не пойму Дом, деревья, водоем. Серый гость накрыл плащом (Туман). Дождь кончается- Она появляется, семицветная дуга под названием (Радуга). Туча, туча! Что несешь? Отвечает туча- (Дождь). Он все время занят делом, он не может зря идти. Он идет и красит белым Все, что видит на пути (Снег) На дворе переполох, с неба сыплется горох, съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина (Град).
- Но говорить мы будем не о дожде, граде и даже не о радуге…. О чем?
О таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как «извержение вулкана».
- Послушайте интересную легенду.
«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.
С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.
- В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают с помощью видео-камеры.
- Лава — это растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.
Посмотрите, как выглядит извержение вулкана ночью. Как течет огненная река лавы.
- С чего начинается извержение вулкана? (Сначала появляется … дым)
- Что происходит дальше? (взрыв, лава)
- Как растекается лава)
- Что остается после извержения вулкана? … (застывшие камни, сгоревшие деревья) …
- Мы наблюдали с вами действующий вулкан. А еще бывают спящие и потухшие.
- Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? … Спящий - это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой.
- Я сделала макет спящего вулкана. Выставляет.
- Похоже? … Чем? … (формой, сверху есть дырка). Вулкан конусообразной формы.
Верхняя часть с воронкой. Это кратер вулкана.
- Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.
- Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопаснее это делать в кинотеатре. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан.
- Прежде чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными, не делать запрещенных движений.
Игра называется «Запрещенные движения». Правило: запрещено делать вот такие движения …. Будьте внимательны, я буду показывать и запрещенные движения.
- Все старились быть внимательными. Значит, и во время опыта будете работать осторожно и аккуратно, следуя инструкции.
- Посмотрите, на столах размещены макеты вулканов и оборудование, которое поможет нам их разбудить.
- Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.
- Надо работать аккуратно:
ничего не брать в рот- символ
осторожно насыпать порошок - символ
лаву не трогать - символ
использовать салфетку- символ
- Чтобы разбудить вулкан, надо:
положить 1 ложку волшебного порошка- символ
- Извержение начинается после того, как добавить белый порошок, но не сразу.
- Занимаем рабочие места. У каждого свой макет вулкана и мерная ложка. Схема проведения опыта: взять мерной ложкой белый порошок и насыпать его в вулкан. Надо будет договариваться, чтобы не мешать друг другу, аккуратно провести опыт.
- Итак, что нам надо проверить? … Надо проверить, сколько ложек белого порошка добавить в маленькие макеты вулкана с жидкостью, чтобы лава потекла.
Дети проводят опыт. Воспитатель консультирует, следит за соблюдением правил безопасного поведения.
- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.
- После, какой по порядку ложки стала появляться лава? …
- У кого очень быстро изливалась лава? …
- Когда быстрее изливалась лава, после трех или четырех ложек? … Значит, чтобы подольше понаблюдать, лучше положить три ложки.
- Итак, мы сегодня говорили об извержении вулкана. Вам понравилось?. Я думаю, что у нас все получилось. Спасибо за внимание. Вы молодцы!