Татьяна Кайванова
Конспект занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «В стране вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;
использовать в работе с дошкольниками региональный компонент;
развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;
поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
Участники деятельности : исследователь-вулканолог, дети-лаборанты.
Оборудование
Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы „В стране вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
• картинки–ответы на загадка (вода, ураган, луна, капель, айсберг, небо);
• на всех детей с набор для опыта : сода; лимонная кислота; мыло жидкое, салфетки, мерные ложечки, тарелка глубокая для опыта.
• указка маленькая
• Спецодежда для опыта: фартуки, шапочки на всех детей и халат для взрослого.
• презентация «Вулканы. Извержение»
• презентация «Горы КМВ и Эльбрус»
• документальный фильм про извержение вулкана
• видео (легенда про вулкан)
Предварительная работа: изготовление макета гор, макет большой горы для взрослого, макет горы в разрезе, уменьшенные макеты гор на детей для проведения опыта.
Ход занятия
Меня зовут Т. Б. (под тихую музыку). Давайте возьмемся за руки.
Глазки свои мы закрываем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем,
Что будет потом, мы не знаем.
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший и умный каждый из вас,
Вы - самое лучшее, что есть на свете
Глаза открываем, здравствуйте, дети (снятие психоэмоционального напряжения)
Исследователь : Я пришла сегодня к вам в детский сад для того, чтобы вместе с вами провести очень интересное исследование. Ребята, кто проводит исследование? Ответ: Исследователи, ученые.
Кто такие – исследователи? Чем они занимаются? Как ученого, археолога можно назвать по-другому?
Дети: Это люди, которые занимаются научными исследованиями, чтобы другие люди получили много знаний. Занимаются опытами. Исследовать -значит искать ответ, изучать неизвестное, неизведанное, природные явления.
Исследователь : Где они занимаются своими опытами? (В лаборатории). Да, в лаборатории много разных научных предметов, много разного материала для опытов. Я предлагаю вам посетить мою лабораторию. Согласны? Но сначала разгадайте загадки, чтобы понять, чем мы с вами сегодня займемся.
Исследователь : Я буду загадывать вам загадки о природных явлениях, вы должны их отгадать, но не просто отгадать, а еще назвать первую букву угаданного вами слова. Из этих букв мы потом составим ключевое слово и узнаем, что же мы сегодня будем изучать. Слушайте внимательно.
1. Воет ветер, гонит пыль,
Гнёт к земле траву, ковыль.
Хлещет ливень, гром гремит,
Небо с нами говорит.
Мчится, словно хулиган,
Этот страшный. (Ураган)
В слове «Ураган» какая первая буква? (Ураган – это очень сильный ветер, разрушающий все вокруг).
Дети: «У»
2. Только за окошком
Отпустил мороз,
Потекли сосульки
Бусинками слез.
Ну, а ты, дружочек,
Отвечай скорей —
Под моим окошком
Весной звенит? (Капель).
Какая первая буква?
Буква «К» Что (Падение капель оттаявшего во время оттепели снега с крыш и деревьев).
3. Очень добродушная я, мягкая, послушная,
Но когда я захочу, даже камень источу. (Вода).
Какая первая буква в слове «Вода»? (Вода - это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ).
Дети: «В
4. Выше леса, выше гор, расстилается ковер,
Он всегда везде раскинут, над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко-голубой (Небо)
В этом слове какая первая буква? (Небо – это пространство над землей, в виде купола)
Дети: Буква Н
5. Ночью страшно и темно, я гляжу в свое окно,
Льется с неба тусклый свет,
Это чудо или нет?
Золотиста и бледна
Освещает мир она (Луна)
Какая первая буква в слове «Луна»?
Дети: «Л» (Луна – это небесное тело, вращающееся вокруг земли)
Исследователь : Может кто - то уже догадался, что это за слово?
Чтобы точно убедиться, что вы угадали правильно, я загадаю последнюю загадку.
6. Он плывет, блестя на солнце,
Этот остров ледяной,
Он большой и не качается
Даже сильною волной. (Айсберг)
Какая первая буква? (Айсберг — это огромная плавающая глыба льда, отколовшаяся от полярных ледников или льдин, плавающих в Ледовитом океане).
Дети: Буква А
Исследователь : (если не смогут прочитать). Посмотрите внимательно, кто сможет прочитать, какое слово получилось? Если затрудняетесь, то еще послушайте загадку и ответ на нее - это и есть наше зашифрованное слово.
Я плююсь огнём и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня (Вулкан)
Дети: Вулкан.
Исследователь : сейчас мы совершенно точно узнаем, что такое вулкан и как он извергается. Но сначала я расскажу вам легенду о вулкане. Присаживайтесь на подушки поудобнее. (показ презентации «Легенды о вулкане из песка» на проекторе, воспитатель читает текст легенды)
Рассказ легенды:
«Жил на свете волшебник по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди, все огнедышащие горы, стали называть «вулканами».
Исследователь : Ребята, как вы думаете, почему люди уходили подальше от вулканов? Ответ: Потому что люди боялись огня, лавы и т. п.
Исследователь : Пришло время нам узнать, что такое вулкан и как происходит его извержение.
Исследователь :.Я приготовила для вас уменьшенную во много раз копию вулкана, а на языке исследователей уменьшенную копию называют макетом. Давайте его рассмотрим. (Рассматриваем макет вулкана на столе целого, а затем в разрезе). Посмотрите перед собой, что вы видите? Чем обычная гора отличается от вулкана? Ответ: это гора, в которой есть углубление. Такая гора с углублением называется вулкан. На вершине вулкана что имеется? Кто знает? (Кратер).
Исследователь : Что такое кратер? Кто-нибудь знает? Дети - это углубление или впадина в виде воронки. Когда вулкан начинает извергаться, происходит выброс из кратера лавы.
Исследователь : Давайте рассмотрим вулкан в разрезе и узнаем, что такое лава и откуда она берется. Посмотрите, пожалуйста, от кратера вниз идет канал, он называется жерло. Жерло уходит глубоко в землю. По этому каналу из глубины земного шара при определенных условиях могут подниматься потоки расплавленных камней, горных пород. Почему они расплавленные? Кто знает?
Дети - Температура очень высокая.
Исследователь : Температура настолько высокая, что даже при выходе из кратера, уже когда лава стекает по склону вулкана, камни расплавленные. Представляете, как та горячо? Когда все это находится внутри вулкана- это магма. А при выходе из кратера – это уже лава. Предвестниками извержения вулканов являются землетрясения. (извержение вулкана показываем на проекторе).
Исследователь : Кто-нибудь знает, как называют исследователей, ученых, которые занимаются изучением вулканов? (Вулканологи). Не знаете? Я вам скажу: вулканологи эти такие исследователи, которые занимаются изучением вулканов.
Исследователь : Теперь представьте, что мы находимся в опасной зоне и ученые–вулканологи предупредили нас, что через 3 дня произойдет извержение вулкана. Что нужно сделать, чтобы не пострадать? Как вы думаете?
Дети: нужно покинуть опасную территорию, запастись марлевыми повязками, эвакуироваться.
Исследователь : А сейчас давайте эвакуируемся из этой опасной зоны. Повторяйте все за мной.
Физкультминутка
По дорожке мы шагаем, (шагаем друг за другом)
И ворон мы не считаем, (повороты влево, вправо)
Смело мы идем вперед, (руки вытянуть вперед)
Где вулкан нас не найдет (показать руками образ горы)
Исследователь : Давайте посмотрим, куда же мы пришли? Ответ - это лаборатория.
Исследователь : А как вы догадались, что это лаборатория? Ответ: прочитали, увидели специальную одежду, материалы для опыта.
Исследователь : Но прежде чем мы приступим к исследованию, что нужно сделать, чтобы не испачкать одежду?
Дети: мы должны надеть спецодежду, чтобы не испачкать одежду при проведении опыта.
Исследователь : прежде чем мы займемся нашим исследованием, давайте вспомним правила поведения в лаборатории: вести себя тихо, не трогать материалы без разрешения, работать только на своем месте, не пробовать на вкус, соблюдать осторожность.
Исследователь : верно, теперь займите свое место и давайте рассмотрим, что перед вами находится? Что вы видите перед собой?
Дети: сода, мыло, уменьшенный макет вулкана, ложка, вода.
Исследователь : Кто-нибудь догадался, чем мы с вами сейчас займемся? Мы проведем опыт, который поможет смоделировать извержение вулкана. Нам понадобится сода, перемешенная с кристаллами лимонной кислоты, вода, смешенная с жидким мылом. Итак, начинаем наш опыт.
1. В жерло наших вулканов, насыпаем 2 ч ложки белой смеси. Наливаем 2 ч ложки жидкого мыла. А теперь внимание! Потихоньку наливаем воду. Смотрите, что происходит.
Исследователь : Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан? Он извергается спокойно. Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. А бывает, лава вытекает “спокойно”, как сейчас у нас (показ презентации про извержение вулкана, документальный фильм)
Исследователь : На планете Земля существует огромное количество вулканов. Посмотрите на карту мира, вулканы отмечены красным. На языке исследователей эти красные точки обозначают сейсмоопасные зоны. У нас в стране они тоже есть. Посмотрите на карту России. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.
Мы с вами живем на Северном Кавказе. На Кавказе много гор, кто знает, есть ли среди этих гор вулканы? (показ презентации про горы Кавказа и Эльбрус).
Исследователь : некоторые горы Кавказа – это неудавшиеся вулканы и спящие вулканы. Одним из спящих вулканов является Эльбрус. Его можно видеть из нашего города в хорошую ясную погоду. Много тысячелетий назад было извержение этого вулкана.
Заключительная часть
Исследователь : Молодцы ребята, вы были сегодня замечательными исследователями. Напомните мне, что мы сегодня исследовали?
Какие горы называют вулканами? (Горы, у которых есть кратер и т. п.)
Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей). Может быть кто то из вас в будущем пожелает стать исследователем- вулканологом. На память о нашем сегодняшнем исследовании вы получаете вот такие замечательные магниты «Юный вулканолог».
Исследование наше окончено. Всем спасибо. До новых встреч.