Войтович Наталья Витальевна
Изобразительная деятельность в детском саду с применением нетрадиционных материалов и техник в соответствии с ФГОС
▼ Скачать
«… Это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне….»
/Э. Успенский/
Чем раньше человек откроет в себе творческое начало, тем легче и интереснее будет его жизнь, ведь творческое начало – это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству!
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире.
Публикация «Изобразительная деятельность в детском саду с применением нетрадиционных материалов и техник в соответствии с ФГОС » размещена в разделах
Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу.
Чем раньше человек откроет в себе творческое начало, тем легче и интереснее будет его жизнь, ведь творческое начало – это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству!
Рисование, как впрочем, и другие виды изобразительного искусства, способствует умственному развитию ребенка. Ведь овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения.
В рисовании таятся богатые возможности для эстетического воспитания. Ребенок познает такие качества предметов и явлений, как стройность формы, гармоничность красок, целесообразность строения и т. д. Эти свойства – элементы прекрасного.
Немаловажную роль рисование играет и в развитии творческих способностей ребенка.
Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Учит преодолевать страхи и сомнения.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Ребят привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, также эти способы позволяют детям быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать.
Здесь же развитию творчества нет границ: кляксография, рисование пальчиками и ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, скатывание бумаги, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+акварель, свеча+акварель, точечный рисунок, набрызг, отпечатки листьев, штампами из поролона и овощей, ниткография, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж, граттаж, печать пробками, рисование ватными палочками, рисование песком, мыльными пузырями, печать по трафарету, пластилинография, раздувание краски. Каждая из этих техник-это маленькая игра, где дети чувствуют себя раскованнее, увереннее, где даётся детям возможность выражения собственных фантазий и самовыражению в целом.
У ребёнка раннего возраста ещё не сформированы многие навыки. Он не умеет ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за её край.
Часто такое отсутствие умений сердит и расстраивает малыша, и он оставляет попытки нарисовать задуманное.
В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий и цветовых пятен.
Важно не упустить возможности, которые открываются именно в раннем возрасте. При умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей ребёнка 1-3 лет рисование может стать одним из любимых занятий малыша.
Самый доступный способ развить у малыша творческое начало — пальчиковая живопись.
В процессе творчества у малыша развивается воображение, образное мышление и вкус.
Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Я работаю над такой интересной темой:
Цель: расширить знания педагогов об использовании нетрадиционных изобразительных технологий при работе с детьми дошкольного возраста, освоение и последующее применение технологий в практической деятельности.
Задачи:
- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования и аппликации.
- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в рисовании;
- повысить уровень мастерства педагогов.
Методы и приемы нетрадиционного рисования и аппликации использую в своей работе такие как: кляксография, метод волшебного рисунка, метод пальчиковой живописи, тычок, монотипия, граттаж, набрызг, оттиск.
Разработанные перспективные планы и примерные конспекты образовательной деятельности, картотека игр, дидактические игры могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений для совершенствования педагогического процесса в работе по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста как фронтально, так и индивидуально, а также в работе с родителями.
Специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Мною выявлен уровень развития навыков самостоятельности, инициативы, творческих способностей детей, которые проявляются при
выборе темы и приемов изображения.
Диагностическое обследование, проведенное после целенаправленных
занятий с детьми, свидетельствует об эффективности работы с детьми в данном направлении. Для итоговой диагностики я взяла группу критериев, построенную на анализе продуктов деятельности и позволяющую определять уровень овладения детьми нетрадиционной техникой. Можно сделать сводную таблицу, в которой представить все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.
Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми- нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Ребенку трудно общаться, но с помощью рисунка, он передает свое настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети приобрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги. Работая с детьми я отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а напротив у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
Литература
1. Анциферова Н. Г. Необыкновенное рисование// Дошкольная педагогика. -2011 - №7 –с. 72.
2. Вдовиченко С. А. «Дети светлой краской красят мир» - М, Чистые пруды, 2009.
3. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет», М, 2015.
4. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности : Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб. : КАРО, 2009.
5. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет» - М, 2007г.