жильцова Марина
Опыт работы по воспитанию толерантности у дошкольников коррекционной группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Из опыта работы по воспитанию толерантности у дошкольников коррекционной группы»
Все большую актуальность в настоящее время приобретает потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям. Воспитание толерантности, как одной из значимых черт личности,- важная проблема на мировом уровне. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В русском языке слова «толерантность» и «терпимость» имеют сходное значение. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть и взаимодействовать с ними на основе согласия, т. е. понимание естественности и неизбежности различий между людьми и готовность уважать эти различия. Я считаю, что ведущим механизмом толерантности является терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль). Терпение необходимо и в общении, и в труде. Терпение предполагает умение воздержаться от чего-либо, мобилизовать свои силы ради достижения цели. Воспитание терпения является непременным условием для формирования воли и характера. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности у детей. Ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции. Ответственность за внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, я считаю, на педагогике, на людях, занимающихся воспитанием и образованием ребенка. Взрослый (педагог, родитель, окружающие) выделяется как образец, поэтому на него возлагается огромная ответственность. Важно, чтобы взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс её формирования. Для этого в нашем ДОУ создаются и соблюдаются условия воспитания толерантности :
Публикация «Опыт работы по воспитанию толерантности у дошкольников коррекционной группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
• Создание единого толерантного пространства учреждения, группы
• Формирование толерантной позиции педагогов
• Развитие навыков коммуникативной толерантности педагогов, родителей воспитанников
• Организация просвещения педагогов, родителей воспитанников с целью повышения уровня информированности по проблемам толерантности
В ДОУ осуществляется процесс воспитания ответственности за свои действия, поступки, словесное выражение. Работа с семьей по воспитанию толерантности у детей требует серьезного подхода. История и практика работы с детьми, родителями и педагогами убеждает, что воспитание толерантности- единственный способ снизить, сгладить существующие неримиримые межэтнические, межнациональные, расовые и др. противоречия мирового сообщества.
Пребывание в ДОУ детей с проблемами развития, разных национальностей, разных культур накладывает на педагогический состав учреждения определенные обязанности: усиление заботы о ребенке, защита его личного благополучия и интересов. В ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад№662 компенсирующего вида работают коррекционные группы различной направленности (логопедические, для детей с задержкой психического развития, для слабовидящих детей). С детьми коррекционных групп работают специалисты разного профиля: психолог, музыкальный руководитель, логопеды, учителя-дефектологи, тифлопедагоги, воспитатели. У таких детей часто возникают трудности социальной адаптации, которые, с одной стороны, обусловлены особенностями развития, их неумением общаться с детьми и взрослыми, с другой -нежелание и неумение окружающих общаться с «особыми» детьми. Естественно, нельзя воспитывать доброе отношение к людям, не давая определенных знаний о них. Постепенное ознакомление ребенка с окружающим миром формируется под воздействием воспитания определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств. От того, как будут развиваться отношения ребенка с взрослыми, с детьми группы, зависят взаимоотношения и культура поведения в окружающем мире по мере его взросления. Организуя работу по этому направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольника виды деятельности : игровую, художественно-продуктивную. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
Игра выполняет несколько функций: развивающую, коммуникативную, терапевтическую и диагностическую.
Игра, как естественная форма жизнедеятельности ребенка - дошкольника, и игровые упражнения, предлагаемые взрослым, направлены на:
• Развитие эмоционально-личностной сферы: «Мое настроение», «Грустный -веселый»
• Регулирование своего поведения: «Оцени поступок», «Добрый человек»
• Развитие умения понимать настроение окружающих: «Как поступить (помочь или пройти мимо)»
• Развитие чувства близости с детьми группы : «Позови ласково», «Пожелания»
• Развитие умений невербального общения: «Любимый сказочный персонаж», «Я - волшебник»
• Воспитание доброжелательных отношений: «Добрые дела», «Сюрприз»
• Воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Вместе-дружная семья, вместе-дружная страна», «Хоровод друзей»
• Обсуждение и обыгрывание ситуаций по применению навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах
• Создание ситуаций морального выбора
• Беседы социально-нравственного содержания
Использование в своей работе игровых технологий помогает знакомить детей с образом жизни русского народа, закрепление знаний об обрядах, традициях, народных играх как в НОД, так и в режимных моментах, в самостоятельной детской деятельности.
Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Происходит накопление ребенком позитивного опыта межличностного общения.
При подборе средств и методов воспитания толерантности в коррекционной группе обязательно учитываю уровень умственного развития ребенка, его возрастные, интеллектуальные, индивидуальные особенности развития.
• Особого внимания требуют дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений
• Дети с асоциальным поведением (агрессивность, грубость)
• Дети, имеющие разного рода неблагополучия личного плана: повышенная тревожность, депрессивность, заниженная самооценка; застенчивые дети
Учет этих особенностей позволяет раскрывать и активизировать способности детей, достигается взаимопонимание, сопереживание, воспитывается нравственность, происходит коррекция нарушения поведения разной степени тяжести.
Применение технологии коммуникативного (диалогового) обучения, здоровьесберегающих технологий, технологии проблемного обучения, технология информационного обучения (в основном, в НОД, игровых технологий позволяют решать большое количество задач в проблеме формирования толерантности у детей.
Опыт работы с детьми показывает, что использование художественной литературы в целях воспитания толерантности требует усиленной словарной работы, поскольку понимание идеи художественного произведения во многом зависит от речевого развития ребенка. Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде того или иного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» «От рождения до школы» читаем: «Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям».
Одной из задач в образовательной области «Речевое развитие» является владение речью как средством общения и культуры, знакомство с книжной культурой, детской литературой. Наряду с русскими авторами, я рекомендую знакомить детей с произведениями С. Капутикян, М. Джалиль, Л. Квитко, Я. Дагутите, К. Тангыкулиева, К. Мурзалиева; использовать сказки, потешки, пословицы, стихотворения других народов и зарубежных авторов.
Важно, чтобы вновь приобретаемые знания и впечатления опирались на жизненный опыт ребенка. Формирование уважения к народам нашей и других стран начинается с интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей. Комментирование поступков литературных героев-сверстников обогащает опыт дошкольников, активизирует их эмоционально-оценочное отношение к окружающим.
По воспитанию и формированию толерантности в своей работе придерживаюсь следующих направлений:
• знакомлю детей с основными документами по защите прав человека (в доступной их возрасту форме)
• Закладываю нравственные представления, формирующие внутренний мир ребенка
• Развиваю уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков)
• Разъясняю общественные нормы и правила поведения
• Приобщаю ребенка к основам культуры, знакомлю с народным наследием
• Воспитываю патриотические чувства, формирую гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, чувства принадлежности к мировому сообществу
Стремлюсь в своей работе с детьми к тому, чтобы в каждодневных делах и поступках ребенок проявлял себя толерантно и чувствовал себя полноценной свободной личностью. «Толерантность отражается в стремлении личности достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные и коммуникативные возможности - диалог, разъяснение, сотрудничество».
Работа по воспитанию толерантности у детей группы была отмечена следующими наградами:
«диплом коллективу обучающихся за 2 место в районной выставке-конкурсе детского художественного творчества «Шире круг» (2013г) по Программе правительства СПб «Толерантность»;
«диплом за 2место в конкурсе литературно-поэтического творчества в номинации «Любимый город» (2013г);
«диплом победителя выставки декоративно-прикладного, художественного и технического творчества «XXII фестиваль творчества юных «Мы из Кронштадта»(2014г);
«диплом за 2место в конкурсе чтецов, посвященному 310-летию Кронштадта» в номинации «Мы из Кронштадта» (2014г).
Литература
1. Актуальные задачи гражданского образования и патриотического воспитания : идеи сотрудничества и толерантности : материалы Всероссийской научно-практической конференции [Санкт-Петербург, 22-23 апреля 2004 г. ] / [сост. Н. Н. Мазняк, В. К. Кузнецова, И. Б. Белая]. – СПб, 2005.
2. Боголюбова М. И. «Интернациональное воспитание дошкольников»/ М. : Просвещение,1988г
3. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы. / М. : Школьная Пресса, 2010.
4. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. - 2002. - №7.
5. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». / М: АРКТИ, 2003.
6. Евдокимова Е. С. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры. / Волгоград, 1999.
7. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11.
8. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой// М: Мозаика-синтез,2011.