Ирина Николаевна Гульняшкина
Из опыта работы по оценке качества образования в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в современных условиях является обеспечение качества образования, в том числе и дошкольного.
Особые сложности при проведении работы по оценке качества дошкольного образования возникают в связи с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, основной образовательной программы дошкольного образования : в соответствии с которыми, не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности образовательной организации на основе достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы, исключается использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте контроля и оценки работы образовательной организации.
Публикация «Из опыта работы по оценке качества образования в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Но, при вполне справедливых запретах на «оценивание» ребёнка-дошкольника, как сегодня и сейчас практическим работникам дошкольных образовательных организаций оценивать качество дошкольного образования?
Для нас решением этой задачи, явилась разработка Федеральным институтом развития образования (ФИРО) по заданию Министерства просвещения Российской Федерации инструментария оценки качества дошкольного образования, отвечающего основным установкам ФГОС ДО и принципам развивающего оценивания, заложенным в ООП:
- он основан на педагогических наблюдениях;
- его целью является последующая оптимизация педагогических действий, направленная на рост показателей развития ребенка по сравнению с предыдущими;
- для фиксации результатов педагогических наблюдений используются карта развития.
В комплект инструментария входят пять основных источников. (слайд №3)
Первый: описание критериев оценки, применяемых педагогами и родителями в процессе наблюдения за детьми.
Второй: инструментарий педагогической диагностики развития детей 3 - 7 лет, позволяющий в наблюдении отслеживать уровень развития и корректно использовать критерии оценки.
Третий: унифицированные формы «Карты развития», наглядно показывающие место ребенка в группе и всей группы в нормативном пространстве что позволяет педагогу видеть отставание и опережение. Четвертый: Атлас материалов и оборудования предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях, позволяющий воспитателю и руководителю ДОУ проектировать и формировать предметно-пространственную среду.
И пятый источник: памятка для родителей, разъясняющая все особенности использования разработанного инструментария и способствующая вовлечению родителей в процесс неформальной оценки качества дошкольного образования.
В совокупности по мнению ФИРО инструментарий должен стать простым и доступным в использовании средством, позволяющим гибко проектировать образовательный процесс.
Предлагается организовывать и проводить оценку качества дошкольного образования методом педагогического наблюдения, результаты которого заносятся в унифицированные формы «Карты развития».
Заполнять Унифицированную «Карту развития» можно удобным для воспитателя способом: в бумажном или в электронном виде. Предусмотрены оба варианта.
Чтобы заполнить карты развития в бумажном варианте, необходимо распечатать 5 специально разработанных бланков отдельно для каждой инициативы (в MS Word).
Бланк 1. Творческая инициатива (наблюдение за сюжетной игрой)
Бланк 2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью)
Бланк 3. Коммуникативная инициатива ( наблюдение за совместной деятельностью: продуктивной и игровой (игра с правилами, сюжетная игра)
Бланк 4. Познавательная инициатива - любознательность (наблюдение за познавательно- исследовательской и продуктивной деятельностью)
Бланк 5. Двигательная инициатива (наблюдение за различными формами двигательной активности)
Это позволяет педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательного процесса.
«Карта развития» заполняется на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, воспитателю не требуется организовывать специальные ситуации наблюдения.
Карта заполняется воспитателем 3 раза в год. Первый раз – по прошествии первого месяца учебного года, второй раз – в середине года (в январе, третий раз – в конце года, когда можно увидеть итоговый результат продвижения детей группы и индивидуально каждого ребенка.
Для удобства разработана также Универсальная унифицированная «Карта развития», которую также можно распечатать и заполнять на одном бланке все виды инициатив (в MS Excel).(слайд №9)
Для фиксирования результатов наблюдения используются три типа обозначений-маркеров: «обычно» (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего); «изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени); «никогда» (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).
Из трех описаний следует выбирать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере. Если возникают затруднения в том, какому показателю соответствуют проявления инициатив наблюдаемого ребенка, то можно обратиться к видеороликам. Они созданы специально для того, чтобы продемонстрировать деятельность детей в естественных ситуациях, которые характерны для детей дошкольного возраста.
Руководитель дошкольной организации, анализируя карты развития разных групп может увидеть картину в целом по саду относительно детей и относительно воспитателей. Также, используя индивидуальные карты, руководитель может, например, за короткое время рассказать любому родителю о развитии его ребенка: успехах или аспектах, на которые необходимо обратить внимание. Имея такие карты развития, руководителю или воспитателю легко выстроить конструктивную линию поведения с родителями.
При анализе групповых карт развития руководитель может сделать вывод об успехах или «западаниях» по определенному типу инициативности ребенка в зонах развития компетенций конкретного педагога. Если, например, картина с «западанием» показателей определенной инициативы наблюдается во всех группах, то можно принимать решения, корректирующие работу по ключевым параметрам, определяющим эффективность работы воспитателей (повышение уровня квалификации педагогических работников, анализ предметно-пространственной среды, и др.). Аналогично складывается ситуация с лидирующими (опережающими) факторами развития детей в группе. Выявление факторов и критериев по характеристикам, идущим с опережением, дает возможность обобщать полученный опыт в успешном развитии определенного вида инициативы у детей дошкольного возраста и делиться им, как внутри ДОО, так и на уровне педагогического сообщества в целом.
Итоговая (заполненная в конце года) «Карта развития», а также анализ итоговых унифицированных форм «Карты развития» нескольких лет, дают представление о качестве образовательного процесса в организации и динамике процесса развития детей в индивидуальном плане, групповом и по организации в целом. Это дает готовый материал для отчета. Обобщенные (без индивидуальных параметров детей) результаты в виде графиков или таблиц возможно выкладывать на сайт организации в рамках отчета по самообследованию.
Внедрение системы оценки требует чувства меры в её использовании, сочетания нескольких управленческих моделей, процесса их освоения педагогами, места для вариантов детского развития и проявления индивидуальности педагога, тактичного взаимодействия с семьей.
ФИРО предлагает две взаимосвязанные и усиливающие друг друга модели управления процессами организации и проведения оценки качества дошкольного образования с использованием комплекта инструментария.
Первая модель включает подход к управлению качеством через управление педагогическим процессом и его составляющими. В первой модели основной акцент сделан на управление деятельностью дошкольной образовательной организации (руководство, органы коллегиального управления и самоуправления и др.); во второй модели – на организацию профессионального общения педагогических работников при освоении новой практики.
Вторая модель обеспечивает подход к управлению качеством через личностные субъективные аспекты в системе управления (формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в коллективе).
Для эффективного использования инструментария по оценке качества дошкольного образования необходимо провести дополнительную работу.
1. Включить в Положение о системе оценки качества в дошкольной образовательной организации задачу по обеспечению опережающей подготовки воспитателей по управлению качеством дошкольного образования в современных условиях с использованием унифицированных форм «Карты развития», т. к. в задачи данного инструментария входит содержательный аспект профессиональной подготовки воспитателей.
2. Подготовить и принять локальные акты, в которых должно найти отражение использование унифицированных форм «Карты развития» и полученных результатов при проведении самообследования и внутреннего контроля и оценки качества дошкольного образования.
3. При разработке основной образовательной программы (в соответствии с пунктом 3.2.3 ФГОС ДО) указать, что при ее реализации будет проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей 3-7 лет, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) с использованием унифицированных форм «Карты развития», предложенных в инструментарии. Необходимо также указать, что результаты индивидуально-групповой диагностики будут даны по результатам наблюдений за развитием у детей пяти сфер инициативы: творческой инициативы через наблюдение за сюжетной игрой; инициативы как целеполагания и волевого усилия через наблюдение за продуктивной деятельностью: рисованием, лепкой, конструированием и др. ; познавательной инициативы через наблюдение за познавательно-исследовательской деятельностью; коммуникативной инициативы через наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками; двигательной инициативы через наблюдения за его двигательной активностью.
Предложенный инструментарий дает широкие возможности по оценке качества образования для специалистов различного уровня, является удобным и наглядным показателем развития ребенка для родителей.
Руководитель по итогам наблюдений получает четкую картину по всей ДОО. Материал является ценным для формирования отчетности и понимания процессов в определенном сегменте дошкольного образования.
Воспитатели и руководитель имеют возможность формировать тематику и содержательный фактор для закрытия потребности в той или иной сфере проявления инициатив детей.
Преимущества предлагаемого инструментария еще и в том, что он не «привязан» к конкретной образовательной программе и может быть встроен в любой образовательный процесс.