Елена Карпусенко
«Из чего сделаны наши игрушки». Конспект ОД для детей от 5 до 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Вид регламентированной образовательной деятельности:
- комбинированная.
2. Возрастная группа:
- Старшего возраста (от 5 до 6 лет);
3. Тема занятия:
- «Из чего сделаны наши игрушки»
4. Приоритетная образовательная область:
- познавательное развитие;
5. Цель занятия:
- Ознакомление детей с природными материалами и их свойствами, из которых сделаны различные вещи и предметы.
6. Образовательные задачи:
- Развивать интерес к новой информации, побуждать к изучению нового.
- Углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: дереве, пластмассе, резине;
- Развивать умение различать их по свойствам и качествам;
- Формировать умение выделять характерные признаки и свойства, учить детей делать выводы.
- Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности.
7. Словарная работа:
- Обогащение словаря (гладкий, хрупкий, шероховатый, упругий)
- Активизация словаря (резина, пластмасса, дерево, твёрдый, лёгкий, плавает).
8. Оборудование:
- технические средства обучения (ноутбук)
- демонстрационный материал (иллюстрации, схемы, образцы)
- раздаточный материал
9. Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций рукотворного и нерукотворного мира….
10. Ход деятельности:
Доброе утро, ребята! Рада вас видеть (утренний круг). Я надеюсь, что наше общение сегодня принесет вам новые знания, а значит и новые радости.
«Приветствие»
Встанем в круг широкий
Скажем «Здравствуйте!», друзья
А сейчас пойдём на право
А потом пойдём на лево –
В центр круга соберёмся
- И обратно все вернёмся
- А теперь друг другу улыбнёмся!
- Вот и подарили друг другу хорошее настроение, а значит можно начинать!
Ребят, обратите внимание на наше дидактическое пособие «Солнышко». Назовите предметы, которые вы видите. Скажите, что лишнее. Кто сделал эти предметы? Почему? Правильно, нашли и определили. Потому что их создал человек, то есть это рукотворным мир, а лишняя иллюстрация – относится к нерукотворному миру, так как создана природой.
- Ребята у меня в «Золотистом - чудесном мешочке» есть предметы, которые создаёт человек. А из чего, сейчас мы с вами и узнаем, не заглядывая в мешочек.
- Молодцы ребята, все материалы которые в «Чудесном мешочке» угадали.
А может кто-то знает, какими свойствами они обладают?
- Я предлагаю сегодня группу превратить в научную лабораторию, чтобы узнать свойства материалов, из которых сделаны эти игрушки. А именно свойства резины и дерева. Для этого нам нужно поделиться на 2 группы. Вы становитесь сотрудниками лаборатории. Кто достал из «Чудесного мешочка» деревянные предметы – вы лаборанты – исследователи лаборатории №1 и ваша цель исследовать свойства деревянных предметов. Кто достал резиновые предметы – вы лаборанты – исследователи лаборатории №2 и ваша цель сегодня исследовать свойства резиновых предметов. Подходим к столам.
Для начала работы в лаборатории познакомимся с правилами:
1. Перед началом работы наденьте спецсредства для защиты глаз.
2. В лаборатории не кричать.
3. Соблюдать порядок на рабочем месте.
4. Соблюдать осторожность.
Опыт №1. «Твёрдость и мягкость, упругость предметов»
- Сотрудники лаборатории №1 берут в руки деревянные кирпичики, а сотрудники лаборатории №2 берут мячики, сожмите в руках предметы. Лаборатория №1, какой на ощупь ваш предмет? (Кирпичик твёрдый, т. е. дерево твёрдое). А у вас, лаборатория №2, какой на ощупь предмет? (Мячики мягкие, резина мягкая).
- Правильно, если нажать на мяч ладонью он сплющится, но тут же приобретает начальную форму – значит он мягкий. А если нажать на кирпичик, то ничего не изменится – значит, он твёрдый.
- А теперь предлагаю узнать, какой же материал упругий, а какой нет. Для этого Лаборатория №2 прошу ваши предметы – резиновые мячики бросить тихонько на пол. Что с ними происходит? Они отскакивают от пола?
Теперь посмотрим на эксперимент сотрудников Лаборатории №1. Прошу ваши деревянные кирпичики бросить тихонько на пол. Что с ними произошло?
- Такое свойство материала как отпрыгивать и отскакивать – называется упругость, уважаемые сотрудники Лабораторий. И делаем вывод, что резина – мягкая, упругая, а дерево – твёрдое, неупругое.
Вот ребята, посмотрите внимательно. Свойства мягкости, упругости мы будем обозначать такой схемой, свойства твёрдости, неупругости – такой. Прошу сотрудника лаборатории №1 подойти и обозначить первое свойство дерева в кармашек, и сотрудника лаборатории №2 обозначить первое свойство резины.
Нравится вам проводить опыты? Но давайте немного передохнём:
Физкультминутка
По узенькой дорожке (идти шагом,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз – два, раз – два,
С кочки на кочку (прыгать на двух ногах).
А потом по камешкам, (переваливаться с ноги на ногу)
По камешкам, по камешкам
В ямку – бух (присесть на корточки)
Шли мы шли и подошли обратно к своим столикам, где нас ждёт новый опыт.
Опыт №2. «Тонет – не тонет»
- Теперь проверим с вами, а какой же материал тонет, а какой нет.
Идём к столу там где таз с водой. Возьмите свои деревянные кирпичики и резиновые мячики, опустите их в таз с водой. Что с ними происходит? Резиновые мячики тонут? (Нет). А деревянные кирпичики? (Нет). И следовательно, делаем вывод.
Вывод: Значит, дерево и резина не тонут, а плавают на воде.
Посмотрите ребята внимательно! Как будем схематично обозначать свойство «Не тонет». Прошу сотрудника лаборатории №1 подойти и обозначить второе свойство дерева в кармашек, и сотрудника лаборатории №2 обозначить второе свойство резины.
Опыт №3. «Рвётся – ломается – меняется»
- А сейчас сотрудники Лаборатории №2 возьмите воздушные шарики (или резинки, кто не может надуть шарик, попробуйте его надуть, поменять форму (растянуть). А мы вместе наблюдаем за их экспериментом. Получается надуть? У вас получилось надуть и растянуть. Значит, резина может менять форму. Нет, оказывается, один шарик не получилось надуть или растянуть. А почему? (Потому что в одном резиновом шарике образовалась дырочка, а это значит, что резина рвётся).
- Теперь сотрудники лаборатории №1 возьмите пожалуйста в руки палочки от мороженного и ветку от дерева, или кору от дерева. Попробуйте сломать палочки и кору. Сломались (Да, сломались). Почему они сломались? (Потому что тоненькие, хрупкие). Так, а ветка от дерева, возможно ли её сломать, ещё раз попробуй. (Нет, потому что она толще и крепче, чем палочки и кора). И какая кора на ощупь? (Шероховатая). Сотрудники лаборатории №2 прошу и вас потрогать часть коврика для занятий. Из какого она материала? (Из резины). Какая она ощупь может быть? (Ребристая).
- И вот подошли мы к прекрасному творению. Возможно, ли окрасить эти материалы?
Давайте попробуем, берём резину и деревянные палочки в руки. Кисточки для гуаши. И пробуем покрасить наши материалы цветом.
И делаем вывод: Лаборатория №1 деревянные предметы можно сломать, только если приложить усилия, а на ощупь шероховатое, можно покрасить. Поэтому лаборанты, надо быть осторожными с деревянными игрушками. Они могут сломаться.
Лаборатория №2 резиновые предметы меняют форму, рвётся, может быть ребристая, и также можно окрасить в любой цвет.
Уважаемые лаборанты, возьмите и потрогайте свои предметы – игрушки, которые вы доставали в начале занятия. Погладьте, какие они на ощупь? (Гладкие). А как они стали гладкими? Ведь вы трогали дерево – оно шероховатое. Для этого дерево обрабатывают на специальных станках и оборудовании. Покрывают краской. И также проходит обработку резина.
- Ну что, пора вспомнить и подвести итог занятия, что мы сегодня узнали о резине и дереве. Для этого посмотрим на Солнышко. Сотрудники лаборатории №1 подойдите пожалуйста к солнышку и расскажите нам, что вы узнали из опытов о свойствах деревянных предметов. Возвращаемся к своему рабочему месту.
А теперь сотрудники лаборатории №2 расскажите нам, какими свойствами обладает резина.
1. Наощупь определили, что резина – мягкий, упругий материал, а дерево – твёрдый, неупругий материал. Потом бросали мяч и кирпичики об пол и поняли, что резина – упругий материал, а дерево – неупругий;
2. Опускали оба материала в воду и смотрели, тонут или не тонут. Оба не тонут – значит, лёгкие.
3. Оба предмета можно сломать и порвать, только если приложить усилия. А также на ощупь они могут быть разные. Резина может поменять форму, а значит тянется. А дерево – не тянется. И дерево, и резину можно покрасить в любой цвет.
Молодцы! Предлагаю снять спецсредства. И вновь мы становимся ребятами и можно сыграть в дидактическую игру «Из чего сделано?». Что же ещё может быть из резины и дерева, кроме игрушек. Найдите среди иллюстраций и разместите в окошки «Солнышко». Давайте сначала найдём из резины, а потом из дерева. Каждый находит по одной картинки.
Вот молодцы! Справились! Огромное спасибо вам, за занятие. Мне очень с вами понравилось узнавать новое. А вам понравилось, и было ли интересно на занятии? Если понравилось, тогда поднимите зелёный смайлик, если нет – то жёлтый смайлик.