Марина Овсянникова
Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Поможем царице Грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по обучению грамоте в старшей группе «Поможем царице Грамоте».
Цель: Обобщение знаний и умений, полученных в старшей группе.
Задачи: Обобщить и закрепить умения детей слышать и различать звуки в
словах, делить слова на слоги, выполнять звуковой анализ слова, составлять
схемы предложений. Развивать фонематический слух и речь, логическое
Публикация «Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе „Поможем царице Грамоте“» размещена в разделах
мышление, память, внимание. Упражнять в восприятии и своевременном
выполнении учебной задачи. Воспитывать доброту, отзывчивость к просьбам
игровых персонажей.
Оборудование: звуковые часы, сундук, письмо царицы Грамоты, волшебная
книга – дверь (большая ширма с отверстием для прохода детей, магнитная
доска, магниты, мел, конверты с карточками-словами (схемы) и карточками-
звуками (синие и красные квадраты, решетка из 3-ех квадратов).
Ход :
Воспитатель: Дети, сегодня я получила письмо, прочла и поняла, что без
вашей помощи мне не обойтись. Послушайте пожалуйста:
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам царица Грамота из волшебной страны
«Грамматики». В нашу страну пробрался Буквоежка, он перепутал звуки в
словах, слова в предложениях, заколдовал жителей нашей страны так, что
они забыли свои имена. Помогите нам пожалуйста. Чтобы попасть в нашу
страну, вам нужно пройти пароль с волшебными звуковыми часами. Жду вас.
Царица Грамота.»
- Поможем царице Грамоте? Давайте поищем звуковые часы (в сундуке).
Здесь еще лежит записка «Девочки -3 слога, мальчики – 2 слога). Что это
значит, как вы думаете? (ответы детей). Хорошо, девочки, соединяйте на
часах стрелками слова, в которых 3 слога, мальчики – слова, в которых 2
слога, и проходите в волшебную дверь. Я буду проверять, верно ли вы
соединили стрелки (дети проходят через «Волшебную книгу», садятся за
столы, воспитатель надевает плащ и корону царицы Грамоты).
- Здравствуйте, дети. Спасибо, что вы пришли ко мне на помощь. Коварный
Буквоежка переставил звуки в словах и получилась полная неразбериха.
Помогите найти ошибки, чтобы слова подходили по смыслу в предложениях:
- Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!» Какой звук заблудился? (з).
- Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая, пушки (с).
- Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку (т).
- Молодцы, теперь все стало понятно. Я вам писала о том, что жители моей
страны забыли свои имена. Сможете им помочь вспомнить их? У нас есть
слова – подсказки, из первых звуков этих слов, нужно составить имена
( картинки: шар, утка, рыба, апельсин – Шура; мышь, автобус, шишка,
антенна – Маша; рука, осы, мак, ананас – Рома).
- А теперь будьте еще внимательней! Имена нужно составить из последних
звуков слов ( картинки: стол, кошка, топор, утка – Лара; суп, сумка, малыш,
ваза – Саша). Вы такие молодцы! Спасибо вам от всех жителей нашей страны.
- Ребята, Буквоежка хочет, чтобы все дети были ленивыми и не учились
грамоте. Я знаю, как его остановить. Нам нужно составить предложение –
девиз. Мне нужны помощники. Вы будете живые слова. Мы составим
предложение «Дети хотят учиться грамоте», чтобы Буквоежка узнал, что он
не прав (дети составляют «живое» предложение). Кто может нарисовать
схему этого предложения на доске? Выложите схему этого предложения с
помощью карточек-слов на столах. Сколько у нас получилось слов?
Расскажите о своих словах, какое слово первое, какое второе? Что стоит в
конце предложения? Молодцы, дети. Я думаю, что Буквоежка услышал и
испугался. А с Шалтаем – Болтаем вы знакомы? Давайте с ним поиграем.
Физкультминутка «Шалтай – Болтай» : Шалтай – Болтай висел на стене,
Шалтай – Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница, вся королевская рать не может Шалтая, не может
Болтая собрать (махи руками внизу перед собой, туловище наклонить,
ходьба на месте, прыжок, хлопок над головой).
- Садитесь, пожалуйста. Я вам так благодарна, так рада, что вы нам
помогаете. А что обычно кричат, когда радуются? А вы можете сделать
звуковой анализ слова «Ура»? Тогда доставайте цветные карточки и
выложите с их помощью слово «Ура». Кто может сделать анализ слова на
доске? (3 ребенка). Сколько согласных звуков в этом слове? Сколько
гласных?
- Дети, вы сегодня меня так порадовали! Спасибо вам. А теперь мне нужно
торопиться в одно место. Отгадайте, куда? Я вам буду говорить
предложения, а вы запоминайте, какой звук встречается в предложении
чаще всего? Из этих звуков сложится слово, которое я вам загадала.
- В шалаше шуршат мыши (ш). Кукушка кукушонку купила куклу (у).Оля охала
«Ох» и ойкала «Ой»(о). Лу – лу – лу, лежит лом в углу (л). Ах! Какая алая заря!
(а). Какое слово я загадала? Правильно, я тороплюсь в школу, вы тоже туда
пойдете через год. А сейчас вам пора возвращаться в детский сад, а то
волшебная дверь скоро закроется. До свидания!