Жанна Радаева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «История развития транспорта»
▼ Скачать + Заказать документы
в подготовительной группе по развитию речи
Тема: «История развития транспорта»
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „История развития транспорта“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
- закрепить знания детей об истории развития транспорта;
- активизировать и расширять словарь по теме «Транспорт»;
- закрепить обобщающие понятия «водный транспорт», «воздушный транспорт», «наземный транспорт», «дикие животные», «животные жарких стран»;
- упражнять в составление предложений с союзом «потому что»;
- развивать диалогическую речь;
- упражнять в употребление существительных единственного числа в творительном падеже;
- упражнять в согласование существительных с прилагательными в роде и числе;
- упражнять в разгадывании ребусов, звуко-слоговом анализе слов;
- работать над предложением;
Развивающие :
- развивать внимание, мышление;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории развития транспорта;
- формировать навык сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности;
- воспитывать активность на занятии, любознательность, контроль над собственной речью.
Оборудование:
предметные картинки «Транспорт»; «Ребусы» - карточки - «Вагоны» (синие и зелёные) и два паровоза; магнитная доска.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
В: Ребята, я приглашаю вас в увлекательное путешествие.
Оно будет необычное. Чтобы нам всё удалось, вы должны быть внимательными, дружными.
Итак, давайте подготовимся.
II. Пальчиковая гимнастика «Путешествие»
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук. возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза
Вот, ладошечки шуршат, потирание ладоней друг о друга
Наши пальчики трещат. потирание кулачков друг о друга
Теперь в ладоши громко бей, хлопки
А теперь ты их согрей. ладони на щеки
К путешествию готовы? кулаки на коленях
Да! руки вверх, ладони раскрыть
В путь отправимся мы снова: вращательные движения кистями
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет. руки вытянуты в стороны, ладони напряжены
Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне. ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз
Едет поезд, ребром ладони двигаем по коленям или по столу
Колеса стучат. кулачки стучат по коленям или по столу
В поезде много веселых ребят. подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол
III. Постановка цели.
В: Как вы думаете, на чём мы будем путешествовать?
Д: На корабле, на самолёте т. д.
В: А если назвать всё это одним словом?
Д: Мы будем путешествовать на транспорте.
В: Как вы думаете, людям удобно, что есть много разного транспорта? А зачем люди придумывали разные виды транспорта? Как вы думаете, транспорт был всегда?
Чтобы узнать, как всё это было, надо попасть в прошлое время. Ребята, как нам быть?
В: Я предлагаю отправиться на машине времени
Сначала мы заглянем в далёкое прошлое. И из него по пути будем двигаться к нашим дням, увидим разные виды транспорта, а на некоторых даже покатаемся.
«Раз, два, три в прошлое нас унеси»
IV. Беседа о развитие транспорта.
В: Мы с вами попали в прошлое время.
Будьте внимательны.
Когда-то давным-давно, когда не было никакого транспорта, человек ходил пешком, а грузы переносил на руках.
В: Но со временем человек приручил животных и научил их возить наездников и грузы.
Каких животных, вы знаете, на которых можно ездить верхом и перевозить грузы?
Д: Лошадь, осёл, верблюд.
В: Это облегчило жизнь человеку, но иногда ему нужно было перевезти большой груз.
Что человек придумал?
В: Телегу.
Дети, запомните – это самое древнее наземное средство. Телегу смастерили, когда изобрели колесо.
Колесо – это величайшее изобретение человечества.
Кто автор этого изобретения история не сохранила. Но, мы ребята всё равно, благодарны тому человеку, который изобрёл колесо.
В: Ребята, люди издавна жили в разных местах. Часто они жили около рек.
И чтобы перебраться на другой берег реки, давным-давно человек крепко зацеплялся за бревно и плыл. Затем люди додумались скрепить несколько брёвен и соорудили вот, что. (Плот)
В: А другие древние строители поступили иначе, они выдолбили бревно и получилась лодка
На маленьком плоту и в лодке.
И даже просто на бревне.
Умел наш предок плавать ловко.
Умел держаться на волне.
Он покорить моря старался.
И всё ж столетия прошли.
Пока он опыта набрался.
И начал строить корабли.
В: А, когда люди захотели перебраться очень далеко, через горы, леса. Они захотели летать, как птицы. Изобретатели мечтали о полёте. И им на помощь, вот что пришло.
Что это?
Д: Это воздушный змей.
В: Воздушный змей самый простой, древний летательный аппарат. Можно сказать, воздушный змей – прародитель, дедушка воздушного транспорта, т. е. авиации.
В: Ребята, пора возвращаться в наше время.
Закройте глаза.
V. Гимнастика для глаз.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И путешествовать продолжаем
VI. Классификация транспорта.
Составление предложений с союзом «потому что».
( картинки: колесо, плот, воздушный змей.)
В: Чтобы путешествовать дальше, нам нужно разобраться в видах транспорта.
Подумайте, какой транспорт, вы разместите около воздушного змея.
Д: Около воздушного змея мы разместим воздушный транспорт.
В: Почему?
Д: Потому, что воздушный змей самый древний летательный аппарат.
В: А около плота, какой транспорт мы разместим?
А около колеса, какой транспорт мы разместим?
Чтобы наша работа проходила быстро, мы будем работать группами.
(Работа детей в группах. Они расставляют картинки по видам транспорта.)
VII. Упражнение в согласование существительных с прилагательными в роде и числе.
Дидактическая игра «Раньше не было, а в наше время много»
В:
• Раньше не было серебристых самолётов, (а в наше время много серебристых самолётов)
• Раньше не было легковых машин, (а в наше время много
легковых машин)
• Раньше не было быстроходных катеров, (а в наше время много быстроходных катеров) и т. д.
Путешествие продолжается.
VIII. Употребление существительных единственного числа в творительном падеже.
Дидактическая игра «Кто, чем управляет?»
В: Каждый выбирает картинку с современным транспортом.
Я вижу не просто ребят, а настоящих лётчиков, водителей, машинистов, вагоновожатых, и капитанов.
Кто капитан?
Чем управляет капитан?
В: Капитан управляет кораблём.
IX. Игра на развитие внимания «Плывите, летите, езжайте»
В: Отправляемся в путешествие по моей команде, будьте внимательны!
Плывите!
(Дети, у которых на картинках изображён водный транспорт имитируют плавание.)
Летите!
(Дети, у которых на картинках изображён воздушный транспорт имитируют полёт.)
Езжайте!
(Дети, у которых на картинках изображён наземный транспорт имитируют езду за рулём.)
(Далее дети меняются картинками, и игра проводится ещё раз.)
X. Разгадывание ребусов
В: Ребята, вот вам задание ( Детям раздаются задания с зашифрованными словами: волк, зайцы, медведь, слон, тигры, жирафы.
Образец ребусов:
О В К Л
2 1 4 3
В: На что похожи карточки?
Д: На вагоны.
В: Если вы расшифруете ребусы, то узнаете кто пассажиры.
Будем работать в группах.
(Работа в группах)
В: Теперь проверяем.
• В первом вагоне поедут пассажиры, в названии которых один слог.
• Во втором вагоне поедут пассажиры, в названии которых два слога.
• В третьем вагоне поедут пассажиры, в названии которых три слога.
Будьте внимательны.
В:. Итак, кто поедет в первом вагоне?
(Дети отвечают и выставляют карточки – «Вагоны» на магнитную доску)
Д: В первом вагоне поедет волк.
В: А из вашей группы?
Д: В первом вагоне поедет слон и т. д.
XI.
1. Составление слов из слогов.
2. Закрепление обобщающих понятий.
Дидактическая игра «Слоги переставьте и слово составьте»
В: Ребята, беда случилась на вокзале, наши поезда заколдовали. Пока не расшифруете название поездов, они никуда не тронутся. Будем работать в группах.
Задание для первой группы.
ЧА – У – ДА
Задание для второй группы.
БА – ДРУЖ
(Работа в группах)
Дидактическая игра «Назови одним словом»
В: Подумайте и назовите одним словом тех, кто едут в вашем поезде.
Д: В нашем поезде едут дикие животные.
В нашем поезде едут животные жарких стран.
В: Какие ребята, молодцы, вы со всеми заданиями справились. И поезда отправляются.
XII. Работа над предложением.
В: Животных мы отправили, а вы на чем поедете?
Ребята, для вас есть задание. Если выполните, то сразу поймёте, на чем отправитесь. Вот карточки, на них написаны слова.
Из них должны составить предложение.
В: Работайте все вместе, дружно.
( Дети выкладывают предложение: Ребята поедут на легковой машине.)
XIII. Физкульминутка «Шофёр»
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли:
Влево, вправо – чистота.
Волосы ерошит ветер.
Мы шофёры хоть куда!
XIV. Итог
В: Итак, наше путешествие завершается.
Вам понравилось путешествие?
Что нового вы узнали?
Кто такие изобретатели? (умные люди, они всё придумывают)
А вы, ребята хотите стать изобретателями?
Как, вы думаете, что для этого нужно делать?
В: Чтобы стать изобретателем, нужно хорошо учиться, много читать книг, много знать.