Удальцова Елена Николаевна
«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физической, инициативности, самостоятельности, ответственности, свободы и безопасности поведения.
Необходимым условием для полноценного развития детей, подготовки их к жизни является целенаправленная работа по развитию эмоциональной отзывчивости и гуманности детей, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности, по физическому воспитанию детей, формированию здорового образа жизни. Поэтому приоритетным направлением работы педагогического коллектива должно стать укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников.
Публикация «„Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ“» размещена в разделах
Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами пытаемся помочь ребенку: обследуем его у лучших врачей, даем дорогостоящие лекарства. Но недаром существует много разнообразных не медикаментозных методов воздействия на организм с целью его оздоровления и поддержки, которые можно создать на базе детского сада под руководством воспитателей, физинструктора и медицинских работников.
Работа по оздоровлению детей в ДОУ имеет несколько направлений:
1. комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами :
-осмотр детей медицинским персоналом ДОУ
- осмотр детей специалистами детской поликлиники
- диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ
- выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду
- диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.
2. направление включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей:
- утренняя гимнастика
- физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения)
- ритмика
- гимнастика после сна
- ежедневный режим прогулок
- создание необходимой развивающей среды
- строгое соблюдение двигательного режима и режима дня
- проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности
- музыкальные занятия
- занятия по формированию здорового образа жизни
3. направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур :
- босохождение
- умывание
- ходьба босиком по «дорожкам здоровья»
- воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика на свежем воздухе в теплый период года
4. направление связано с осуществлением лечебно- профилактической работы. В его рамках проводится следующие мероприятия:
- постоянный контроль осанки
- контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию
- подбор мебели в соответствии с ростом детей
- профилактический прием иммуномодуляторов: оксолиновая мазь для носа
- сбалансированное питание
- вакцинация против гриппа
- потребление фитонцидов (чеснока, лука)
- употребление соков и фруктов
- кварцевание групп
- прием поливитаминов
5. направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей :
- пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ
- дыхательная и звуковая гимнастика
- психогимнастика
- игровой массаж
6. направление является реабилитация и коррекционная работа
- индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений
- коррекция психоэмоциональной сферы
-индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп
- индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре
7. направлением является консультативно- информационная работа
- оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников
- открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий
- активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
- оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Утренняя гимнастика:
- дыхательная и пальчиковая гимнастика
-общеразвивающие упражнения
- танцевальные упражнения
- использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем : аэробика, шейпинг и др.
Перед образовательной деятельностью:
- точечный и антистрессовый массаж
Физкультминутки:
- дыхательные упражнения
- пальчиковая гимнастика
Прогулка:
- дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения
- оздоровительная ходьба и бег
Перед сном:
- релаксация, саморегуляция
После сна:
- гимнастика пробуждения
- дыхательная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, профилактика осанки)
Перед ужином:
- массаж на профилактику простудных заболеваний
- физкультурные занятия – 2 раза в неделю
- физкультурное занятие на улице – 1 раз в неделю
Игровой массаж: включает несколько видов массажа
Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Необходимо проводить 2 раза в день.
-найди и покажи носик
- помоги носику собраться на прогулку (очищение носа салфеткой)
- носик гуляет (вдох и выдох через нос)
- носик поет песенку (на выдохе постукивать указательными пальцами по крыльям носа и произносить ба-бо-бу)
- погреем носик массаж носа указательным пальцем)
Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Рекомендуется проводить 2-3 раза в день
- найдем и покажем ушки
- потянем ушки — оттягивание мочек ушей
- потрем ушки
Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленный на укрепление организма и развитие движений детей, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, вызывает улучшение крово- и лимфо- обращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.