Ольга Талужина
Использование здоровьесберегающих технологий с детьми логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одним из приоритетных направлений является сохрание и укрепление здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. В дошкольном образовании используются, оздоровительные технологии по направлениям : профилактика респираторных заболеваний, профилактика нарушения зрения, снятие психоэмоционального напряжения, учитывая возрастные и психологические возможности дошкольников.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий с детьми логопедической группы» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Согласно, статистики здравоохранения большее количество воспитанников посещающих ДОУ имеют те или иные отклонения в здоровье. Ежегодные медицинские осмотры детей в ДОУ констатируют, что 80% дошкольников имеют вторую и третью группу здоровья, многие имеют хронические заболевания и соматически ослаблены. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий позволяет повышать результативность воспитательно-образовательного процесса.
Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.
Использование дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой для профилактики простудных заболеваний с детьми нарушениями речи позволяет управлять всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма воспитанников. Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания направлена на: увеличение объема дыхания и улучшение качества движений дыхательной мускулатуры: силы сокращений и выносливости, что способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания; автоматизацию нижнее - реберного диафрагмального типа дыхания; регулирование дыхательного ритма; формирование навыка правильного дыхания для речи: полноценный вдох - пауза - удлинённый выдох; формирование темпо-ритмических характеристик речи.
Ежедневное использование дыхательных упражнений на занятиях и в совместной деятельности способствует формированию стереотипа правильного физиологического и речевого дыхания. Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Важна роль дыхания как "пускового механизма" в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения.
У детей с нарушениями речи наблюдается психоэмоциональное напряжение, которое лишает ребёнка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управления функциями организма. Одним из эффективных способов снятия напряжения является релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. С этой целью в работе используются специально подобранные упражнения на расслабление отдельных частей тела и всего организма. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая система работы позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
Сберечь здоровье и даже повысить концентрацию внимания специалистами разработаны методики и рекомендации для борьбы со зрительным переутомлением и «глазными» болезнями. Причем некоторые из них не только дают профилактический эффект, но и помогают обучающимся улучшить зрение. Одна из таких методик разработана профессором В. Ф. Базарным. С целью уменьшения зрительного напряжения в детском саду, проводятся зрительные гимнастики по методике Базарного. Дошкольники получают зрительную информацию из расположенных на разных расстояниях и в разных местах группы таблиц, ярких картинок, цветных схем и подвижных дидактических материалов.
Особую роль в профилактике зрительного утомления на занятиях играет работа со зрительным тренажером Базарного, расположенного обычно на потолке или одной из стен классной комнаты:
Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.
Эффект снятия зрительного напряжения при занятиях на описанном зрительном тренажере объясняется тем, что хаотичная напряженная высокочастотная моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий. «Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:1) только глазами при неподвижной голове и туловище;2) с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.
Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека. Например, в случае необходимости длительное время концентрировать взгляд в близкой точке (рисование, чтение и пр.) и при ощущении высокого психического напряжения следует выполнять упражнения каждые 15-20 минут.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Список литературы
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально
ориентированный подход,2000.
2. Волкова Л. С «Логопедия» учебник для пединститутов-М 1989.
3. Кащенко В. П «Педагогическая коррекция» - М, 1994.
4. Маркова Л. С «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР» - М, 2005.
5. Нестерюк Е, Шкода А «Гимнастика маленьких волшебников» (элементы йоги для детей).
6. Чистяков Н. И «Психогимнастика»-М,1995