Ирина Митюкова
Использование элементов орф — педагогики при формировании метро — ритмической функции речи у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование элементов орф - педагогики при формировании метро - ритмической функции речи у детей с ТНР"
Совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда
В последнее время наметилась тенденция роста числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и этиологии, которые часто приводят к тяжёлым системным нарушениям речи в дошкольном и школьном возрасте. У большинства детей кроме нарушений звукопроизношения и просодической стороны речи, трудности вызывает выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Публикация «Использование элементов орф — педагогики при формировании метро — ритмической функции речи у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Методика Карла Орфа
- Метро. Все о метро для детей
- Общественный транспорт
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На проводимом ежегодно в детских садах ПМПк выявляется достаточно большое количество детей, нуждающихся в логопедической помощи. С целью обеспечения успешной реабилитации детей данной категории в условиях ДОУ музыкальный руководитель и учитель-логопед проводят совместную коррекционную работу с использованием элементов Орф-педагогики.
Карл Орф - это немецкий композитор, родившийся в конце XIX века. Однако его методика до сих пор считается новаторской. Сама по себе она не является коррекционной, а призвана всесторонне развивать личность ребёнка, используя его природную потребность двигаться, петь, играть, музицировать и желание участвовать во всех этих видах деятельности одновременно. Главным здесь является не создание музыкальных шедевров для слушателей, а сам творческий процесс, необходимый детям, возможность их самовыражения.
Ведущими принципами Орф-педагогики являются :
Креативность, под которой подразумевается сотворчество, созидание, доверительное отношение взрослого и ребёнка.
Синтез музыки – движения – речи, где ритм является первоосновой, открывает каждому ребёнку дверку для самореализации и выбора деятельности по своим способностям, желанию, независимо от музыкальных данных.
Решение проблем личностной адаптации, коммуникативных отношений.
Оздоровление. Реализация лечебно-оздоровительного педагогического действия средствами музыки на организм детей.
Применение элементов Орф-педагогики при работе с детьми с ТНР позволяет решить следующие задачи:
формировать темпо-метрическую функцию речи;
учить детей играть и петь, лучше осознавать свое тело (лучше им управлять);
понять определенные закономерности музыки;
тренировать концентрацию и переключаемость внимания;
улучшать память, способность ориентироваться в пространстве и времени;
формировать коммуникативную функцию речи.
Основными видами деятельности на занятиях по творческому музицированию являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.
В Орф-педагогике широко используются следующие музыкальные инструменты:
• все существующие виды ударных – маракас, колотушки, деревянная коробочка, румбы;
• барабаны и ударные инструменты;
• ксилофоны (это необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами);
Особое внимание в нашем ДОУ уделяется речевым играм, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, постановке голосового аппарата. Речевые упражнения одна из очень удачных находок Орфа. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, рифмы. Каждая речевая модель подразумевает различные интерпретации в динамике, регистре (низком, высоком, фальцетном, свистковом, тембре, с различной артикуляцией, в различном темпе, а также шёпотом, в “нос” и т. д.). Нами в основном применяются ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определённому музыкальному звуку, а так же распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Такие упражнения развивают у ребенка не только чувство ритма, но и способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Это объясняется тем, что исторически язык жестов, телесно-пластическая деятельность человека предшествовали речевому языку. Речь основана на движении, и жест, как особая форма движения, может сопровождать, украшать или заменять речь, способствуя установлению связи между вербальным и невербальным общением.
Звучащие жесты –важнейшая составляющая часть концепции Орфа. Это инструменты, которые всегда с собой.
Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, была “заимствована” К. Орфом у американских негров и отличается универсальностью, важной для коррекционной педагогики.
Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяет организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека, что очень важно для наших "речевых" детей.
Движение и танец. Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Оно присутствует в каждом Орф-элементе. Танец — это организованное движение в пространстве-времени. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.
У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение. Это позволяет выработать необходимый речевой ритм, умеренный темп речевых высказываний, особенно у детей, страдающих заиканием.
Пение. Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Звук голоса – это связь с душой. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои впечатления. Пение способствует ослаблению общего мышечного напряжения, а также напряжения мышц, участвующих в речи : дыхательных, голосовых, вызывает положительные эмоции. Пение способствует развитию музыкальности, накоплению прочных музыкальных навыков. Правильное пение позволяет полноценно организовать речевое дыхание в сочетании с мягким голосоизвлечением, свободной артикуляцией. Так же, пение развивает силу, диапазон звучания, тембр голоса. Через пение возможно комплексно нормализовать компоненты речи, которые нарушены при заикании. Всё вышесказанное доказывает, что пение, как элемент Орф-педагогики, играет важную роль при коррекции заикания.
Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.
Самое первое представление о выразительности различных тембров они получают, если попробуют озвучить какую-нибудь сказку, например “теремок”. Нужно выложить на столе шумовые инструменты, начать рассказывать сказку. Предложить детям подобрать для каждого персонажа инструмент. Договориться, кто какую партию будет играть. Можно сделать список “действующих персонажей”, например: теремок – ложки, тук-тук – деревянная коробочка или два кубика, мышка – треугольник, лягушка – бубен, зайка – ксилофон, волк – кастаньеты на ручке, медведь – барабан, теремок развалился – тутти. Нет необходимости говорить о том, что озвученную таким образом сказку можно инсценировать, а приведённый выше вариант озвучивания только один из многих возможных, который может меняться в различных группах.
Рассказывая сказку детям постарше, можно пропускать слова, обозначающие персонажей, пусть в это время звучит только озвучивающий его инструмент: “Стоит в поле (ложки); он не низок, не высок. Бежала мимо (треугольник)” и т. д. В конце концов слова можно исключить совсем, сказку расскажут одни инструменты. Это будет непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.
Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.
Принимая во внимание важность полноценного формирования личности ребенка, его речевого развития, хочется отметить важность использования элементов системы К. Орфа. Каждый ребенок располагает определённым природным потенциалом. И роль педагогов ДОУ- умело и своевременно посредством игровых методик направлять его в нужное русло.