Романова Маргарита
Использование информационных проектов в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационных проектов в работе учителя-логопеда
Романова Маргарита Александровна
Учитель-логопед
ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Проект – это один из методов реализации задач по коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР). Проектная деятельность подразумевает комплексный подход, то есть совместную работу учителя-логопеда, воспитателя, родителей и детей по изучению конкретной лексической темы. В детском саду используют разные виды проектов. В рамках логопедической работы большую актуальность имеют информационные проекты.
Публикация «Использование информационных проектов в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Информационные проекты - направлены на сбор информации, и рассмотрение объекта исследования в разных аспектах. С результатами ознакамливают всех участников, факты анализируют и обобщают, делают выводы о соответствии или несоответствии результатов гипотезе. Результат может быть представлен разными формами, это зависит от объекта исследования и задач, выполняемых детско-родительским и педагогическим коллективом - плакаты, фотоальбом, мини-книжка, доклад, пособие, презентация, инсталляция, театрализованное представление, да как угодно.
Цель и задачи информационного проекта способствуют развитию самостоятельности и активности детей, умения принимать решения, искать ответы, делать выводы, планировать, прогнозировать результат и учиться сотрудничать с другими людьми.
В связи с особенностями логопедической работы, проекты по лексическим темам – краткосрочные - всего 5 дней. Темой такого исследования может стать вопрос о различиях между овощами и фруктами, а результат может быть представлен в форме красочной стенгазеты или презентации. Проекты среднесрочные можно планировать при закреплении у детей уже сформированных определенных речевых навыков, например фонематического или слогового анализа. В таких проектах важная роль отводится команде родитель-ребенок. Целью такого проекта может стать поиск слов, состоящих из трех букв и трех звуков, написание которых не расходится с произношением. Или подбор двухсложных слов-существительных по темам ГРИБЫ И ЯГОДЫ. Результат может быть оформлен как пособие из набора картинок, в форме игры “Найди схему”, презентация.
Коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, требует проработки разных сторон речевой деятельности. Учитель-логопед может спроектировать образовательную деятельность по любому из направлений, иногда это может быть индивидуальный проект, например при сложных случаях, когда проблема с трудом поддается коррекции.
В ходе реализации проекта учитель-логопед обсуждает задачи, посильные детям, с родителями и детьми, предлагает способы решения этих задач, и формы представления результата. Дети дошкольного возраста самостоятельно не смогут организовать себя для поисков нужной информации, поэтому родители организуют ребенка, поясняют, если требуется, что и как они вместе будут делать, направляют его, помогают при необходимости.
При развитии у детей слухового внимания, итогом проекта может стать создание набора игрушек-шумелок с разными наполнителями внутри, /для игр - найди пару, тише-громче/, коллекция звучащих предметов и игрушек. При развитии фонематических процессов – результат можно оформить как набор предметных картинок, имеющих определенный порядок звуков, например согласный мягкий -гласный - согласный твердый - гласный/мина, киты, пила/. При развитии мелодико-интонационной выразительности речи, умения изменять силу и высоту голоса - результат можно оформить как сочинение стихотворного или прозаического текста, который можно будет разыграть по ролям, оттачивая требуемые умения. Развивая артикуляционную мускулатуру, речевой выдох, связную речь, и автоматизируя поставленные звуки, результат можно предъявить в форме собственной сказки про язычок /команда должна будет использовать заданные педагогом артикуляционные упражнения/. Развивая воображение, обобщая имеющиеся знания и умения, автоматизируя поставленные звуки, продуктом проектной деятельности может выступать набор чистоговорок, сочиненных ребенком и родителем, или набор предложений, в которых все слова будут начинаться с одного звука /Бабушка Бэлла была в бусах/. При работе над слоговой структурой, итогом проекта может быть набор картинок или список словосочетаний, с определенным ритмическим рисунком. При работе над грамматическим строем, результатом проекта может быть, например, презентация или набор сюжетных картин, отражающих пространственную семантику предлогов.
В качестве примера, предлагаем рассмотреть информационную карту реализованного проекта «Фантазеры» для детей подготовительной группы с ТНР.
Название проекта «Фантазеры»
Актуальность Особенности речевого развития детей с ТНР и ФФНР позволяют сделать неблагоприятный прогноз на развитие письменной речи. Все недостатки фонематического анализа проявятся при письме под диктовку, хотя списывание может не страдать. Для развития умения выделять и последовательно обрабатывать каждую фонему слова, детям с ТНР требуются специальные обучающие занятия в игровой форме. Данный проект поможет родителям понять реальные возможности ребенка по части фонематического анализа, и своевременно включиться в коррекционно-развивающую работу. Помощь родителей каждый ребенок воспринимает как поддержку, сопереживание, внимание, заботу, а что для счастья ребенку еще нужно?
Тип проекта Информационно - продуктивный
Временной формат Краткосрочный, 5 дней (07.10.2019-11.10.2019)
Участники Учитель-логопед, дети подготовительной группы, родители
Форма представления Создание набора предметных картинок для игры “Прятки” (рисунки, распечатки, которые можно использовать и в других играх
Цель Развитие умения подбирать слова /существительные/ со звуками [р, рь] в начале, середине, конце слова.
Задачи - Развиваем интерес к играм со словами
- Развивать умение работать в команде
- Развивать диалогическую форму речи, умение обсуждать и договариваться
- Развивать монологическую речь, умение рассказать о результате своей работы
- Развивать чувство ответственности, желание выполнить задание правильно и красиво
- Создать условия для развития самостоятельности, активности, творчества
- Поощрять творческую активность, желание создавать собственные картинки
- Развивать умение выбирать картинки /слова-предметы/ по заданным параметрам
- Обогатить развивающую среду группы
- Вовлечь родителей в коррекционно-развивающую, поисковую и творческую совместную с детьми деятельность.
Этапы 1 этап - Подготовительный
Постановка целей и задач. Демонстрация образца. Разработка перспективного плана работы. Определение форм и методов проекта.
2 этап – Практический
Организация работы с детьми :
- отработка умения определять наличие-отсутствие заданного звука в слове
- отработка умения дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости
- отработка умения определять место заданного звука в слове
- развивать умение выбирать картинки с заданным звуком в заданной позиции
- ведение коррекционно-образовательной деятельности в соответствии с перспективным планированием
- игры с предметами и словами, игры-драматизации
Организация работы с родителями :
- организационная беседа с родителями, где поясняется цель и задачи проекта, значение выработки определенных навыков для дальнейшего успешного обучения в школе
- участие родителей в коррекционно-образовательной деятельности /открытое занятие/
- объяснение способов поиска информации /интернет, печатные издания/
- демонстрация возможных форм предоставления продуктов проектной деятельности, разъяснение сроков /создание презентаций, плакатов, набора предметных картинок…/
3 этап - Заключительный
- Круглый стол: обобщение итогов проекта, анализ продуктов проектной деятельности, рефлексия, обмен впечатлениями
Ожидаемые результаты - Активизация интереса детей к поисково-творческой деятельности
- активная позиция ребенка при реализации поставленных задач
- отработка навыков позиционного фонематического анализа и умения дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости
- повышение уверенности и самооценки ребенка
- осознание родителями значения активного участия в коррекционно-образовательном процессе, умения и желания правильно оказать помощь своему ребенку.