МААМ-картинки

Использование информационных проектов в работе учителя-логопеда

Романова Маргарита
Использование информационных проектов в работе учителя-логопеда

Использование информационных проектов в работе учителя-логопеда

Романова Маргарита Александровна

Учитель-логопед

ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Проект – это один из методов реализации задач по коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР). Проектная деятельность подразумевает комплексный подход, то есть совместную работу учителя-логопеда, воспитателя, родителей и детей по изучению конкретной лексической темы. В детском саду используют разные виды проектов. В рамках логопедической работы большую актуальность имеют информационные проекты.

Публикация «Использование информационных проектов в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Информационные проекты - направлены на сбор информации, и рассмотрение объекта исследования в разных аспектах. С результатами ознакамливают всех участников, факты анализируют и обобщают, делают выводы о соответствии или несоответствии результатов гипотезе. Результат может быть представлен разными формами, это зависит от объекта исследования и задач, выполняемых детско-родительским и педагогическим коллективом - плакаты, фотоальбом, мини-книжка, доклад, пособие, презентация, инсталляция, театрализованное представление, да как угодно.

Цель и задачи информационного проекта способствуют развитию самостоятельности и активности детей, умения принимать решения, искать ответы, делать выводы, планировать, прогнозировать результат и учиться сотрудничать с другими людьми.

В связи с особенностями логопедической работы, проекты по лексическим темам – краткосрочные - всего 5 дней. Темой такого исследования может стать вопрос о различиях между овощами и фруктами, а результат может быть представлен в форме красочной стенгазеты или презентации. Проекты среднесрочные можно планировать при закреплении у детей уже сформированных определенных речевых навыков, например фонематического или слогового анализа. В таких проектах важная роль отводится команде родитель-ребенок. Целью такого проекта может стать поиск слов, состоящих из трех букв и трех звуков, написание которых не расходится с произношением. Или подбор двухсложных слов-существительных по темам ГРИБЫ И ЯГОДЫ. Результат может быть оформлен как пособие из набора картинок, в форме игры “Найди схему”, презентация.

Коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, требует проработки разных сторон речевой деятельности. Учитель-логопед может спроектировать образовательную деятельность по любому из направлений, иногда это может быть индивидуальный проект, например при сложных случаях, когда проблема с трудом поддается коррекции.

В ходе реализации проекта учитель-логопед обсуждает задачи, посильные детям, с родителями и детьми, предлагает способы решения этих задач, и формы представления результата. Дети дошкольного возраста самостоятельно не смогут организовать себя для поисков нужной информации, поэтому родители организуют ребенка, поясняют, если требуется, что и как они вместе будут делать, направляют его, помогают при необходимости.

При развитии у детей слухового внимания, итогом проекта может стать создание набора игрушек-шумелок с разными наполнителями внутри, /для игр - найди пару, тише-громче/, коллекция звучащих предметов и игрушек. При развитии фонематических процессов – результат можно оформить как набор предметных картинок, имеющих определенный порядок звуков, например согласный мягкий -гласный - согласный твердый - гласный/мина, киты, пила/. При развитии мелодико-интонационной выразительности речи, умения изменять силу и высоту голоса - результат можно оформить как сочинение стихотворного или прозаического текста, который можно будет разыграть по ролям, оттачивая требуемые умения. Развивая артикуляционную мускулатуру, речевой выдох, связную речь, и автоматизируя поставленные звуки, результат можно предъявить в форме собственной сказки про язычок /команда должна будет использовать заданные педагогом артикуляционные упражнения/. Развивая воображение, обобщая имеющиеся знания и умения, автоматизируя поставленные звуки, продуктом проектной деятельности может выступать набор чистоговорок, сочиненных ребенком и родителем, или набор предложений, в которых все слова будут начинаться с одного звука /Бабушка Бэлла была в бусах/. При работе над слоговой структурой, итогом проекта может быть набор картинок или список словосочетаний, с определенным ритмическим рисунком. При работе над грамматическим строем, результатом проекта может быть, например, презентация или набор сюжетных картин, отражающих пространственную семантику предлогов.

В качестве примера, предлагаем рассмотреть информационную карту реализованного проекта «Фантазеры» для детей подготовительной группы с ТНР.

Название проекта «Фантазеры»

Актуальность Особенности речевого развития детей с ТНР и ФФНР позволяют сделать неблагоприятный прогноз на развитие письменной речи. Все недостатки фонематического анализа проявятся при письме под диктовку, хотя списывание может не страдать. Для развития умения выделять и последовательно обрабатывать каждую фонему слова, детям с ТНР требуются специальные обучающие занятия в игровой форме. Данный проект поможет родителям понять реальные возможности ребенка по части фонематического анализа, и своевременно включиться в коррекционно-развивающую работу. Помощь родителей каждый ребенок воспринимает как поддержку, сопереживание, внимание, заботу, а что для счастья ребенку еще нужно?

Тип проекта Информационно - продуктивный

Временной формат Краткосрочный, 5 дней (07.10.2019-11.10.2019)

Участники Учитель-логопед, дети подготовительной группы, родители

Форма представления Создание набора предметных картинок для игры “Прятки” (рисунки, распечатки, которые можно использовать и в других играх

Цель Развитие умения подбирать слова /существительные/ со звуками [р, рь] в начале, середине, конце слова.

Задачи - Развиваем интерес к играм со словами

- Развивать умение работать в команде

- Развивать диалогическую форму речи, умение обсуждать и договариваться

- Развивать монологическую речь, умение рассказать о результате своей работы

- Развивать чувство ответственности, желание выполнить задание правильно и красиво

- Создать условия для развития самостоятельности, активности, творчества

- Поощрять творческую активность, желание создавать собственные картинки

- Развивать умение выбирать картинки /слова-предметы/ по заданным параметрам

- Обогатить развивающую среду группы

- Вовлечь родителей в коррекционно-развивающую, поисковую и творческую совместную с детьми деятельность.

Этапы 1 этап - Подготовительный

Постановка целей и задач. Демонстрация образца. Разработка перспективного плана работы. Определение форм и методов проекта.

2 этап – Практический

Организация работы с детьми :

- отработка умения определять наличие-отсутствие заданного звука в слове

- отработка умения дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости

- отработка умения определять место заданного звука в слове

- развивать умение выбирать картинки с заданным звуком в заданной позиции

- ведение коррекционно-образовательной деятельности в соответствии с перспективным планированием

- игры с предметами и словами, игры-драматизации

Организация работы с родителями :

- организационная беседа с родителями, где поясняется цель и задачи проекта, значение выработки определенных навыков для дальнейшего успешного обучения в школе

- участие родителей в коррекционно-образовательной деятельности /открытое занятие/

- объяснение способов поиска информации /интернет, печатные издания/

- демонстрация возможных форм предоставления продуктов проектной деятельности, разъяснение сроков /создание презентаций, плакатов, набора предметных картинок…/

3 этап - Заключительный

- Круглый стол: обобщение итогов проекта, анализ продуктов проектной деятельности, рефлексия, обмен впечатлениями

Ожидаемые результаты - Активизация интереса детей к поисково-творческой деятельности

- активная позиция ребенка при реализации поставленных задач

- отработка навыков позиционного фонематического анализа и умения дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости

- повышение уверенности и самооценки ребенка

- осознание родителями значения активного участия в коррекционно-образовательном процессе, умения и желания правильно оказать помощь своему ребенку.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе учителя-логопеда Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить понятия такие как «речь», «предложение»,.

Использование игр с мячом в коррекционной работе учителя-логопеда Слайд 1 Использование игр с мячом в коррекционной работе учителя-логопеда Слайд 2 Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным.

Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда бразовательный процесс без применения ИКТ технологий в дошкольном образовании представить уже невозможно. Современные дети проявляют к.

Консультация «Использование кругов Луллия в работе учителя-логопеда»Консультация «Использование кругов Луллия в работе учителя-логопеда» Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик,.

Использование логосказок как одного из элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда Использование логосказок, как одного из элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда ЛОГОСКАЗКА «Путешествие с гномом Сладкоежкой».

Использование шарика Су-джок и массажного кольца в работе учителя-логопедаИспользование шарика Су-джок и массажного кольца в работе учителя-логопеда Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42» г. Ярославля Проект «Использование шарика Су- джок и массажного.

Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда» Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда Учитель-логопед: Паунькина С. В. Здоровье – это самое ценное,.

Консультация «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда»Консультация «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда» В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационно-коммуникационных технологий. Под ИКТ подразумевается.

Обобщение опыта по теме «Использование пескотерапии в работе учителя-логопеда» Введение «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это.

Использование нейропсихологических приемов и методов в работе учителя-логопеда Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда. Количество детей с нарушениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование информационных проектов в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 23 октября 2019 в 22:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование информационных проектов в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Романова Маргарита в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 июля. День Нептуна. Передвижка «Правила поведения на воде для детей»

15 июля — это середина лета или по-морскому, экватор. А значит, самое время отметить праздник повелителя морей и океанов, грозного Нептуна. 

12 июля. День косоворотки. Передвижка «Русская рубаха — косоворотка»

 В 2019 году общественные организации России выступили с инициативой празднования Дня косоворотки. Этот праздник призван продвигать положительный образ русской культуры — как в России, так и за...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД