Анна
Использование Тико конструктора как средство развития математических представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доброе утро, уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Использование Тико конструктора как средство математических представлений развития дошкольников». В настоящее время существуют множество инновационных технологий, применяемых в дошкольных учреждениях. Наиболее популярным, на сегодняшний день, на мой взгляд, считаются конструкторы. Их существует огромное количество.
Публикация «Использование Тико конструктора как средство развития математических представлений дошкольников» размещена в разделах
- Конструкторы для детей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Строительный материал. Методические разработки
- Тико-конструктор
- Темочки
Я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, познакомиться с набором ТИКО – конструктор, который я использую в своей работе.
2 слайд. ТИКО - это :
• Творческие умения
• Интеллектуальные умения;
• коммуникативные умения, Командная работа;
• Оригинальность мышления.
3 слайд. Функции конструкторов «ТИКО», представлены на экране : Образовательная:
— систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
— способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
— формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
4 слайд. Развивающая :
— улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
— развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
— прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
5 слайд. Воспитательная:
— воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
— тренируют дисциплину.
— стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.
6 слайд. ТИКО конструктором дети начинают играть с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте им по силам освоение плоскостных, а некоторым, в конце года, и объемных фигур. ТИКО набор также предназначен для обучения детей цифрам, счёту.
7 слайд. Благодаря большому количеству деталей в наборе можно организовать работу, как индивидуально, так и с группой детей. Дети легче, быстрее осваивают, понимают сложные абстрактные, математические понятия, у них есть возможность собственными руками создать те или иные математические модели.
8 слайд. В составе ТИКО : треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники. Педагогам конструктор полезен, как средство для быстрого создания наглядных пособий при обучении основам математики.
9 слайд. Из ТИКО-деталей можно сконструировать практически весь спектр геометрических фигур и тел – многоугольники, многогранники и шар, если рассматривать его как симметрично выпуклый многогранник при увеличении количества граней.
10 слайд. Обратите внимание, яркие плоскостные фигуры из пластмассы имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д. Возможности этого конструктора можно перечислять бесконечно.
В своей работе для решения математических задач, я использую следующие формы работы:
11 слайд. Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагается готовая модель того, что нужно построить. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.
12 слайд. Конструирование по условиям основано на том, что образца нет, а детям задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Это формирует у детей умение анализировать условия и уже на этой основе строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.
13 слайд. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам заключается в практическом создании детьми конструкций по простым чертежам-схемам.
14 слайд. Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. (шар с гранями)
15 слайд. Конструирование по теме (проекту) – это форма конструирования, которая очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Конструирование по заданной теме использую для закрепление знаний и умений.
16 слайд. На занятия по ФЭМП мы часто используем ТИКО – конструктор. С помощью него, дети могут создавать визуально цифры. Для этого предлагаем детям рассмотреть полные схемы создания цифр. Дети, ориентируясь на полные схемы, собирают, конструируют цифры. Это дает возможность ребёнку провести пальчиками по числу, тем самым мы обучаем детей правописанию.
17 слайд. В процессе этой деятельности детям кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
18 слайд. Алгоритм занятия довольно прост.
• Беседа по заданной теме
• Задание, направленное на создание математической модели
• Работа с карточкой их соединение.
В каждое занятие «ТИКО-КОНСТРУКТОРА» включается работа с карточками. Предлагаемые для карточек задания делятся на несколько уровней сложности.
19 слайд. I уровень: Работа с полными схемами.
Несложные полные схемы можно применять в работе с детьми с 4-х лет, дети способны к конструированию полных схем любой сложности.
Например, схема «Медведь» :
Работая с полными схемами, мы развиваем у детей умения :
• внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру («это медведь»);
• делить схему на составные части и называть геометрические фигуры, из которых эти части собраны («туловище – большой квадрат, голова – шестиугольник и два маленьких равносторонних треугольника, лапы – маленькие квадраты»);
• собирать по схеме конструкцию :
1 вариант - детали для конструирования готовим заранее и раскладываем по индивидуальным контейнерам, в каждом контейнере находится столько деталей, сколько необходимо для сборки конструкции;
2 вариант –раскладываем на столы наборы конструкторов, дети самостоятельно находят детали, необходимые для сборки конструкции;
3 вариант – дети не находят в контейнере необходимой детали, я предлагаю сконструировать её из других деталей (например, в контейнере отсутствует ромб, но есть два равносторонних треугольника, из которых дети конструируют недостающую фигуру, а схему дорисовывают, разделяя ромб линией на два равносторонних треугольника);
• раскрашивать схему в соответствии с собранной конструкцией (цвет деталей конструкции должен совпадать с цветом деталей на схеме);
20 слайд. II уровень: Работа с контурными схемами.
контурные схемы – это задание для детей 5 лет и старше. Например, схема «Бабочка» :
Работая с контурными схемами, мы закрепляем навыки ТИКО-моделирования, приобретённые в процессе работы со схемами первого уровня, и развиваем у детей умения : собирать конструкцию по контурной схеме :
- находить различные варианты сборки одной и той же конструкции;
- расчерчивать схему на ТИКО-детали :
21 слайд. III уровень: Работа с логическими заданиями.
Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. На этом уровне у детей уже хорошо развиты навыки ТИКО-моделирования. Они успевают за одно занятие расчертить контурную схему, нарисовать детали, из которых собрана конструкция и выполнить задание на развитие логического мышления или воображения.
Работая с логическими заданиями, мы развиваем у детей умения :
• определять геометрическую фигуру независимо от её расположения в пространстве;
• работать с множествами геометрических фигур;
• решать задачи на развитие логики и комбинаторики.
А сейчас я хочу поделиться своим опытом работы с этим конструктором. Сегодня я предлагаю вам выполнить модели из ТИКО, которые можно использовать в деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Я вам предлагаю немного поиграть. Для этого попрошу выйти педагогов, у которых синий треугольник и пройти за столы.
Перед Вами карточки с заданиями, которые Вы будете воспроизводить. Вспомним правила соединения деталей: собираем под углом, и шарик под дугой, замочек защелкнулся. Фокус группа может приступать.
А еще у нас есть педагоги, у которых в руках конвертики. С Вами мы проведем слуховой диктант.
Конструирование :
1 Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком вниз.
2 К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй равносторонний треугольник.
3 Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник.
4 К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепите остроугольный треугольник.
Что у нас с вами получилось? (Морковка)
Это плоская или объёмная фигура? (Плоская). Но мы с Вами можем сделать её объёмной.
Для этого, нам нужно сконструировать ещё 2 точно таких же фигуры (морковки) и соединить фигуры боковыми сторонами до получения объёмной конструкции. Обращаем внимание, что в процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.
Давайте полюбуемся на дело рук наших коллег. Ну что, фокус группа готова?
«Расскажи про свой узор» В какой деятельности Вы это можете использовать?
Создание плоскостной конструкции, Для какого возраста?
Упражнения на замещение ТИКО-фигур. Какие математические понятия Вы закрепили?
22 слайд. Такими заданиями в своей работе я уточняю знания геометрических фигур, тел. Развиваю умение строить ТИКО – конструкции по устной инструкции и по представлению. Способствуем формированию мыслительных операций и развитию речи. Воспитываем интерес к математическим занятиям. Способствуем овладению пространственными представлениями.
Уважаемые коллеги, хочу задать вопрос.
Можно поставить поделку на полочку и все? Или у вас есть какие-предложения, что можно сделать еще с этой конструкцией? Возник ли у вас интерес к использованию конструирование конструктором ТИКО в рамках учебно-воспитательного процесса?
- Что вам хочется отметить особо?
- Пригодилась ли вам практическая часть нашего мастер-класса?
- В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам.
23 слайд. С конструктором ТИКО вместе с детьми мы играем и обучаемся по формированию математических представлений.
24 слайд. И в завершении, ТИКО - треугольники красного и желтого, цветов мы используем в конце занятия для самооценки.
Мне было очень интересно и возможно, я буду использовать в своей работе – красный треугольник
Мне было интересно, но использовать в своей работе не готова – желтый треугольник
25 слайд. И хочу закончить наше выступление поэтической ноткой: ТИКО - это мир фантазий!
Мир идей, разнообразий.
Изучая схемы в нём,
Может получиться дом.
Или мы построим замок,
Где живёт большой дракон.
Он принцессу сторожит
И огнём на всех рычит.
ТИКО, руки развивает
И мечтать нам не мешает.
И скажу про ТИКО я
Это лучшая игра!
Спасибо, уважаемые коллеги, за внимание и сотрудничество!