Светлана Сигунькова
Использование технологии — сказкотерапия в организованной образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.
Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает
развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым
рядом впечатлений, развивает его слух, музыкальную память, воспитывает у детей умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности.
Публикация «Использование технологии — сказкотерапия в организованной образовательной деятельности» размещена в разделах
Но к сожалению, некоторые дети невнимательно слушают музыку, отвлекаются во время пения, не хотят заниматься, не испытывают интереса к музыкальным занятиям, речь некоторых детей недостаточна точна и выразительна; они не могут адекватно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве, затрудняются развивать сюжет при прослушивании музыкальных произведений. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей.
Дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач и интернета.
Я пришла к выводу, что необходима специальная работа по привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях, развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками.
Была поставлена цель:
- Повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.
Задачи: Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
• Развивать познавательный интерес.
• Развивать речь, обогащать активный словарь.
• Обогащать положительный эмоциональный опыт.
Работу по использованию технологии сказкотерапии начали с изучения специальной литературы, ознакомилась с работами авторов современных программ и методик.
В настоящее время разработаны педагогические и психолого-педагогические технологии по сказкотерапии, в том числе:
-"Путь к волшебству" Зинкевич-Евстегнеева Т. Д.
-"Теория и практика сказкотерапии", Капская А. Ю,
- "Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей" Мирончик Т. Д.,
Один из самых авторитетных в этой области психолог Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию, как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.
Изучая методическую литературу, мы узнали, что, соответствуя буквальной расшифровке значения слова «Сказкотерапия» - лечение сказками, этот метод был инструментов психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии. По мнению же И. Вачкова, доктора психологических наук, назвать сказкотерапию только медицинским – клиническим психотерапевтическим методом нельзя, так как сказку используют не только врачи, но и психологи и педагоги. И каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить свои профессиональные задачи.
Сказкотерапия эффективно используется для формирования благоприятных условий формирования креативных качеств личности.
Для педагогов же особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки.
Сказка, как образное отражение мира требует от ребенка особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев.
Сказкотерапия привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, легенда, басня, баллада, песня и т. д.
Сказки в своей деятельности с детьми педагоги использовали всегда, в основном на праздниках и развлечениях, кружковой работе, на родительских собраниях, в организованной образовательной деятельности.
Занятия с использование сказок организуются, как с целой группой, так и индивидуально. В нашем детском саду налажено тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования, воспитателями и педагогом психологом. Когда ставится задача по повышению внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, то необходимо более тщательно подойти к использованию этого мощного средства – сказкотерапии, в своей деятельности.
На музыкальных занятиях в основном используются следующие приемы.
1. Сказка, предваряющая слушание или пение.
Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.
2. Сказка, иллюстрируемая музыкой.
Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Они помогают активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности. Обычно сказки сопровождают музыкой уже знакомой детям, а иногда новой музыкой.
Исполнение’ музыкального произведения должно быть высоко-
художественным; рассказывать и петь нужно обязательно на память,
чтобы дети видели выражение лица исполнителя, и чтобы, в свою
очередь, исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на них рассказ, музыка.
Перед началом слушания музыки по сказке хорошо сделать
небольшое вступление, например: «Сейчас я вам расскажу про девочку Аленку». Она не послушала маму, побежала в лес за белочкой, и вот что с ней потом случилось».
Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через
некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят музыку
и песни, можно провести концерт-загадку. Музыкальный руководитель говорит детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняется музыка уже знакомая детям.
После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку еще раз.
3. Кукольный театр и драматизация
В ходе занятия разучиваем короткие этюды сказочного содержания. («Лисичка и зайчик», "Волк и козлята" и др.)
Играем в подвижные игры с участием сказочных героев.
Инсценируем сказки в кукольном театре. Взрослые показывают сказку детям в кукольном театре или старшие дошкольники младшим группам.
Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений.
4. Придумывание сказок детьми.
Используется методика "Придумай сказку (старшая, подготовительная группы).
Детям дается задание придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения (1-3 предложения)
В результате применения технологии - сказкотерапия, мы получили следующие результаты:
• Повышения внимания детей на музыкальных занятиях.
• Повышение эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.
• Обогащение информации о себе, о природе, об окружающем мире.
• Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.
• Умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.
• Позитивное оптимистичное отношение к жизни.