Папки-передвижки

Использование технических средств для приобщения детей к русскому народному творчеству

Наталья Викторовна Шуваева
Использование технических средств для приобщения детей к русскому народному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы

Малые фольклорные жанры-средства народной педагогики.

Одним из не достаточно изученных- вопросов педагогики является народное педагогическое творчество, которое в прошлом нашего общества имеет большое значение.

Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного народного творчества. Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры. Ведущим компонентом народной культуры является - ФОЛЬКЛОР.

Публикация «Использование технических средств для приобщения детей к русскому народному творчеству» размещена в разделах

Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нём создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодёжи – своём будущем. С незапамятных времён живут в народном быту колыбельные песни, детские «петушки», «потешки». Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу – дерезу, репку.

От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т. д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор,

Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией.

Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре.

Игра – элемент, психологически необходимый для детей.

Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).

Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми (до 5-6 лет).

Они побуждают ребёнка к бодрствованию и физическим действиям (определённым движением, вызывают интерес к слову фольклор, испоняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочинённые самими детьми.

Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребёнку, имели в полнее определённую цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность.

Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребёнка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.

Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребёнка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козёл съеден волками, кисонька – мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…

Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребёнок узнаёт о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто по этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и т. д.

Заклички и поговорки –генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.

Заклички –это песенки, обращённые к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:

Дождик, дождик, пуще!

Я вынесу гущи,

Хлеба краюшку,

Пирога горбушку.

Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличии от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу –заговор, обращённый к улитке, к божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый…

Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

«Народ существует, пока существует его язык. Значит, и судьба народа –это судьба языка».

Повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образованность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых.

Родная культура и её место в развитии ребёнка.

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры.

Национальная культура отражает конкретные особенности группы людей, живущих достаточно продолжительное время на одной и той же территории и имеющих кровное родство. Таким образом, национальная культура находится в гармонии с национальным характером.

Родная культура входит в сознание человека так, как гены отца и матери входят в его тело, -на правах порождающего начала. С культурой других народов, с мировой культурой человек вступает в диалог, взаимодействия с ними с позиций одной, уже «присвоенной» культуры.

Целостность этических и эстетических идеалов, системы ценностей и реализующих эту систему в жизни моделей поведения очень важна для формирования личности ребёнка именно в дошкольном возрасте, когда всё впитывается не на уровне знания, а на уровне образа жизни. Например, существует большой пласт народных традиций, связанных с пестованием маленьких детей.

Из опыта работы.

Педагог детского сада имеет значительно больше возможности для воспитания детей в руке родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живёт вместе с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив её.

Русские календарные праздники –уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством.

Мы постарались почерпнуть знания об истоках, формах русского фольклора из специальной литературы. Особое внимание обращали на детский фольклор.

Таким образом, на первом этапе работы мной был накоплен необходимый для дальнейшей деятельности методический материал.

Параллельно я стала знакомить детей с народными традициями и детским фольклором. Формы и способы подачи новой информации были разнообразными. Это беседы, занятия, на которых особое внимание уделялось русскому прикладному искусству; участие в обрядах, играх, хороводах; прослушивание народной музыки.

В процессе работы для меня было важно не только дать детям новые знания, но и –в большей степени –организовать непосредственное их участие в исполнении детских народных песен, закличек, колядок.

Приобщение наших детей к народным традициям происходило в форме детского праздника. Так как обряды, отражающие быт крестьянской деревни и явления природы, связанные со сменной времён года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках.

Участие в обрядах, играх, хороводах, новая и красочная атрибутика, выступления скомороха и сказительницы постепенно приобщали детей к русским национальным традициям.

В подготовке праздников активное участие принимали и родители.

Хочется отметить некоторые календарные праздники по возрастам, которые проводились в детском саду.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

Осенние праздники. Славится урожай. Особенно важен урожай хлеба –как без хлеба проживёшь?

«С днём рождения, хлебушек!»

Зимние праздники. МАСЛЕНИЦА.

Проводился общий праздник (в первый и последний дни). Кричат заклички, прогоняют зиму, встречают чучело Масленицы. Угощение блинами.

Весенние праздники. ЕГОРИЙ.

На праздник приходят старшие дети. Они поют заговоры для скотинки и песни про коровушек, а младшие подпевают.

НИКОЛИН ДЕНЬ.

Проводится общий праздник. Все водят хороводы, славят берёзку, рябинку. Кричат заклички дождю.

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

Осенние праздники. Отмечается праздник жниво –славится хлеб. Старшие дети поют песни, показывают обряды (завивание «бороды»). Даются сведения о Покрове, покровских ярмарках. Проводится игра в ярмарку.

Зимние праздники. Объяснить детям что такое колядование. Дети старших групп приходят ряженными, они веселят всех, дают младшим угощение. Все слушают христославия. Все дружно наряжают ёлку.

Масленица. Дети принимают участие во всех днях масленицы, им называют эти дни. На празднике поют песни, кричат заклички, разговаривают с Петрушкой, катаются на лошадках.

Весенние праздники. СОРОКИ.

Дети учатся лепить из пластилина (теста) жаворонков, кричат заклички, играют, поют народные песни.

ЕГОРИЙ.

С помощью старших проводятся обряды –переступание через рушник, кормление скотинки обрядовым хлебом.

НИКОЛИН ДЕНЬ.

Праздник проводится со всеми детьми групп детского учреждения одновременно. Это заключительный праздник года.

СТАРШАЯ ГРУППА.

Осенние праздники. Проводится праздник жниво. Весело проводят Покров. Со старшими устраивается ярмарка. Ребята узнают о свадебном обряде, им рассказывают о том, что на Покров часто играют свадьбы. Некоторые свадебные песни поют взрослые.

Зимние праздники. Колядки дети поют друг с другом. Дети учатся печь рождественское печенье в форме ёлочек, звёздочек.

МАСЛЕНИЦА.

Все активно принимают участие в проведении этого праздника, так как многое уже знают: название всех дней, что надо делать в каждый из них. Поют много песен.

Весенние праздники. СОРОКИ. Печётся обрядовое печенье, и проводится обряд по всем правилам.

ЕГОРИЙ.

Дети знают и умеют петь колядки, поэтому обряд проводится полностью.

НИКОЛИН ДЕНЬ.

Девочки водят хороводы, поют песни, в которых славят берёзку, рябину, дуб.

Публикации по теме:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцуПриобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу Ф. И. О педагога-Иванова Елена Титовна, воспитатель высшей категории, «Отличник Образования РС (Я)» Место работы: Муниципальное бюджетное.

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Фотоотчет: «Приобщения детей к чтению»Фотоотчет: «Приобщения детей к чтению» Фотоотчет: "Приобщения детей к чтению". В сегодняшнее время многие дети не воспринимают книгу, как источник знания. Как показывает практика,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование технических средств для приобщения детей к русскому народному творчеству
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 18:30
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технических средств для приобщения детей к русскому народному творчеству» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Викторовна Шуваева (УИ 1098896) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД