Ирина Сапраненко
Использование сюжетно-ролевой игровой деятельности в формировании интереса дошкольников к профессиям
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональное самоопределение становится важной задачей личностного развития, и как правило становится наиболее важным в развитии личности в среднем и старшем школьном возрасте. Подготовка к выбору профессии начинается намного раньше, с первых впечатлений ребенка, полученных о трудовой деятельности взрослых, с проявлений любознательности, интереса к различным профессиям.
Публикация «Использование сюжетно-ролевой игровой деятельности в формировании интереса дошкольников к профессиям» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Первые представления о трудовой деятельности ребенок получает уже из наблюдений, сказок, рассказов родителей. Если младший дошкольник проявляет интерес к профессиям через подражание, то в старшем дошкольном возрасте ребенок может дать точное разностороннее определение профессий, рассказать о ее особенностях, о связи профессии с социальными потребностями человека.
Традиционно знакомство с миром профессий в детском саду носит преимущественно информационный характер : чтение и обсуждение книг, встреча с представителями профессий, викторины, конкурсы. При этом недостаточно используется собственная активность детей в построении представлений об этой профессии. Поэтому намного важнее ребенку понять, для чего нужна эта профессия, какие социально-трудовые задачи она выполняет и в какой сфере жизнедеятельности она реализуется, с какими другими профессиями она связана. В этом случае реализуется приоритетная цель воспитания – формирование ценностного отношения к труду и профессиональной деятельности человека.
В связи с этим в нашем ДОО разработана и реализуется технология игрового моделирования профессиональной деятельности в различных социально-трудовых сферах. Воспитательная деятельность организуется как «тематическое погружение» в данную социально-трудовую область, в течении которого дети проходят активное ознакомление с профессиями в данной социально-трудовой области. Дети учатся моделировать эту социально-трудовую сферу в различных игровых практиках.
Для того, чтобы дети смогли играть, необходимо подвести их к этой игре, сформировать достаточный уровень знаний о профессиях. Поэтому технология включает в себя 3 основных этапа
1 этап Познавательно-информационный
На этом этапе воспитателю необходимо познакомить детей с социально-трудовой областью, какие профессии реализуются в этой области и зачем они нужны.
2 этап Моделирующий. Этот этап самый главный.
Построение игровой модели среды, позволяющей детям освоить содержание профессий. Предлагаются активные игровые формы, моделирующие профессии и профессиональные действия в социально-трудовой среде. Наиболее востребована в этой связи сюжетно-игровая деятельность, викторины, режиссерские игры, проблемные игровые ситуации.
3 этап Демонстративно-результативный
Этот этап является заключительным и его задачей является - показать результаты проведенной работы для других детей детского сада. Непременным условием проводимого мероприятия является его зрелищность, присутствие атрибутики профессиональной деятельности и трудовых действий.
Реализуемая технология ориентирована на интеграцию различных образовательных форм : например, использование театрализации и театрализованных игр в знакомстве с профессиями экологической направленности или методов музейной педагогики в изучении профессии МЧС, детско-родительских презентаций в понимании профессий спортивной направленности.
Нужно отметить, что потребовалось использовать социальные и родительские ресурсы. Для знакомства с различными социально-профессиональными сферами были приглашены тренеры детской спортивной школы, пожарники МЧС, артисты театра кукол и другие участники, опыт которых мог способствовать более активному сопереживанию детей в поддержке очень высокого уровня эмоциональной включенности в познавательный и игровой процессы. Детям необходимо понять причинность профессиональных действий, зачем эти профессии нужны, необходимо в игровой форме актуализировать возникающие причины профессиональных действий : причины пожара, экологические и социальные причины и взаимосвязи. Так как знакомство с миром профессий связано с общими социальными представлениями детей, их глубиной и разнообразием.