Галина Глухова
Использование стишков и дидактических игр в воспитании навыков самообслуживания у детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование стишков и дидактических игр в воспитании навыков самообслуживания у детей»
Важной задачей в работе с детьми раннего возраста воспитание навыка самообслуживания. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они всегда будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Публикация «Использование стишков и дидактических игр в воспитании навыков самообслуживания у детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает навыки самообслуживания, овладению которыми требует от него определенных умений.
Такие действия, как самостоятельное умывание, одевание, доставляют ребенку радость, дети осваивают что, как и в какой последовательности надо делать.
Для более легкого овладения навыком самообслуживания связанные с его усвоением действия членят на несколько операций. Например, при умывании ребенок сначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, не разбрызгивая воду, и насухо вытирает.
Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками :
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Еще одна важная особенность формирования навыков самообслуживания у малышей : по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя таким образом приемы правильных действий, дети начинают более тщательно их выполнять.
На начальном этапе усвоения навыка самообслуживания торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Надо умело направлять усилия детей на более целеустремленные действия.
Весьма эффективным способом в формировании навыка самообслуживания является использование дидактических игр с куклой «Укладывание куклы спать» - формировать навык последовательного раздевания. «Одевание куклы после сна» - формировать навык последовательного одевания. «Кормление куклы» - формировать навык правильно держать ложку, умение пользоваться салфеткой по назначению.
Для освоения малышами приемов одевания в игру можно включить кукол. В группе обязательно должна быть крупная кукла с подбором одежды.
В своей работе по формированию навыков самообслуживания использую игровые приемы, которые направлены на формирование навыка правильно надевать колготки и другую одежду, умываться и т. п. «Правильно наденем колготки», «Сейчас кукла Маша проверит, как мы умеем мыть руки», «Медвежонок пришел посмотреть, у всех ли детей есть носовой платок».
Зайку бросила хозяйка – воспитатель поднимает игрушку, та жалуется, как ей плохо лежать на полу забытой, хочется в свой домик, на полку.
Использую так же оценку качества действий.
Одним из способов формирования навыков самообслуживания является использование песенок, потешек, стишков.
Знакомство малышей со стихотворными текстами происходит при умывании, одевании, кормлении. Так, сопровождая действия словами песенок и потешек, ребенок вскоре научится самостоятельно узнавать и выполнять озвучиваемые в них процессы: умывание, одевание, кормление. Сопровождение словами песен и потешек зрительных восприятий малыша, его собственных действий и действий взрослого с ним вызывает у ребенка эмоциональную приподнятость и создает условия для интуитивного овладения значениями слов.
Так, если взрослый, умывая ребенка, согласует свои действия со словами потешки «Водичка, водичка» малыш начинает улавливать значение слов: «Щечки, роток, глазки, умой», т. е. использование данной потешки способствует формированию навыка самообслуживания.
В своей работе по формированию навыков самообслуживания использую песенки, потешки, стихотворения. Например, до умывания и в процессе его, так же, использую стихи и рифмовки. Перед тем как прочесть стихи обращаюсь к ребенку: «Надо срочно мыться, потому что нос у (Саши, Стаса) грязный, рот грязный и глаза не блестят, совсем не глядят». Потом читаю строчки стихотворения.
«Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок».
Одевая детей зимой на прогулку, обыгрываю стихотворение И. Саконской «Где мой пальчик».
Маша варежку надела.
-Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик! Как живешь?
Еще при формировании навыков самостоятельного умывания пользуемся бытовыми песенками. Например:
В руки мыло мы возьмем,
И водичку мы польем,
Моем руки быстро, быстро, быстро.
Моем чисто, чисто, чисто!
А потом лицо умыли,
Глазки тоже мы промыли,
Полотенцем утирались,
На себя мы любовались!
Перед кормлением с детьми используем ласковые песенки :
«Кушай кашу девочка,
Девочка - припевочка
Кушай кашу, подрастай,
Всем на радость вырастай».
В песнях обращаюсь по имени то к одному ребенку, то к другому.
Итак, творчески используя фольклор, как эмоционально - образное средство влияния на детей, необходимо поддерживать интерес к культурно-гигиеническим навыкам посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво.
Картотека стихов по формированию культурно-гигиенических навыков.
Умывание
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ручки,
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки.
***
Чистая водичка
Моет Вове личико,
Танечке – ладошки,
А пальчики Антошке.
***
Хлоп-хлоп ручками,
Полон мыла таз,
Ты не трогай Машенька
Мыльной ручкой глаз
А водица булькает,
А водица пенится,
Машенька умоется,
Причешится, оденется.
С. Капутикян
***
Носик, носик!
Где ты, носик?
Ротик, ротик!
Где ты ротик?
Щечка, щечка!
Где ты, щечка?
Будет чистенькая дочка.
Г. Лагздынь
***
Мыло душистое, белое, мыльное,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло –
Мыло тебя наконец бы отмыло.
Я. Аким
Махровое, душистое,
Мягкое, пушистое.
Любит воду промокать,
Где что влажно вытирать.
***
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Одевание
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять!
***
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
***
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
"Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса".
***
Чешу, чешу, волосыньки,
Расчесываю косыньки.
***
Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки.
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.
Вот как хорошо!
Е. Благинина
***
Как у нашей Ирки
На чулках по дырке.
Почему,
Почему
На чулках по дырке?
Потому что неохота
Штопать нашей Ирке.
Как у нашей Натки
Штопка на пятке.
Почему,
Почему
Штопка на пятке?
Потому что неохота
Быть неряхой Натке.
Е. Благинина
***
Мне уже четыре года
И хожу я в детский сад.
Мне уже четыре года,
Я не меньше всех ребят!
***
Завяжу потуже шарф.
Буду делать снежный шар.
Я шар покачу,
Гулять хочу.