Татьяна Апарина
Использование стихотворений в словарной работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Использование стихотворений в словарной работе с детьми
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» – слова педагога В. А. Сухомлинского.
Если рассмотреть игру в разрезе федеральных государственных требований к реализации образовательных областей, то можно заметить, что она - игра соответствует каждой образовательной области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Действительно, в игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива. С помощью игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, то в детском саду игру можно использовать в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.
Публикация «Использование стихотворений в словарной работе с детьми» размещена в разделах
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшими в гости приятелями, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми.
Я предлагаю вам педагоги поиграть вместе с ними в ИГРЫ В СТИХИ. Цель этих игр: развитие словаря, памяти, мышления, воображения.
Кроме этого игры помогут:
– снять усталость и напряжение;
– внести эмоциональный заряд;
– совершенствовать общую моторику;
– вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Поверьте, что играть в эти игры детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает её полезной и желанной. Что же это за игра? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Любые ли стихи могут стать игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Детям особенно нравятся стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры. Где же взять такие стихи? Вы их найдёте на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты. А в чём же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребёнка. Кроме того, знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки и, конечно же, обогащаем СЛОВАРЬ детей.
В своей работе с детьми я использую различные стихи. Например:
«Доскажите словечко»
Есть одна игра для вас.
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Где отгадка – там конец.
Кто подскажет – молодец
Он и волк, и Дед Мороз.
И смешит ребят до слез,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он… (артист)
- Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
- Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел,
Мы играем в… (волейбол)
Очень-очень вкусный пирог (Д. Хармс, Н. Гернет)
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе…
Купил муку, купил творог.
Испек рассыпчатый…
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости не…
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек…
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…
Когда же гости подошли,
То даже крошек не…
Для активизации в речи детей «вежливых» слов я использую «Краткий словарик вежливых слов»
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…спасибо
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…добрый день
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы…спасибо
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…здравствуйте
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…прости, пожалуйста
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят…до свидания
Знакомя детей с профессиями, используя такое стихотворение «Разные профессии»
Профессий всех не сосчитать,
А вы какие можете назвать?
Поезд водит…машинист
Пашет в поле…тракторист
Самолетом правит…летчик
Клеит книжки…переплетчик
В школе учит нас…учитель
Строит здания…строитель
Красит стены нам…маляр
Столы делает…столяр
Песни нам поет…певец
Торговлей занят…продавец
На станке ткет ткани…ткач
От болезней лечит…врач
Лекарство выдаст нам…аптекарь
Хлеб испечет в пекарне…пекарь
Нарисует нам…художник
Сапоги сошьет…сапожник
Стекло заменит вам…стекольщик
В забое трудится…забойщик
Вам печку сложит на зиму…печник
Обслужит в поезде вас…проводник
Потушит вмиг пожар…пожарник
На крайнем севере работает…полярник
С другого языка переведет…переводчик
Исправит кран…водопроводчик
Часы чинит…часовщик
Грузит краном…крановщик
Рыбу ловит…рыбак
Служит на море…моряк
В машине возит груз…шофер
Хлеб убирает…комбайнер
В свинарнике работает…свинарка
Доит коров…доярка
Главный в поле…агроном
Знает звезды…астроном
Ходит в горы. альпинист
Вглубь плывет…аквалангист
В доме свет провел…монтер
В шахте трудится…шахтер
В жаркой кузнице…кузнец
Кто все знает…молодец!
Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!
Литература:
1. Журнал «Дошкольная педагогика» №4 ,2015
2. Иванова Л. И. «Как играть в стихи»