Наталья Силаева
Использование специальных логопедических приемов и упражнений на уроках в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование специальных логопедических приемов и упражнений на уроках в начальной школе
Актуальность
В период с 2019-2023 год сохраняется тенденция увеличения количества детей младшего школьного возраста с нарушением фонематических процессов. Педагоги отмечают потребность в повышении педагогической компетентности по вопросу оказания помощи детям младшего школьного возраста, имеющих нарушения в письменной речи. Несформированность фонематического восприятия выражается в: нечётком различении на слух фонем в собственной и чужой речи, неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза, в ограничении знаний и представлений об окружающем мире. Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным звуковым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе. Кроме того, нарушение фонематических процессов не даёт возможности детям овладеть словарным запасом, грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитию связной речи в целом, а также, оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Дети младшего школьного возраста с нарушением фонематических процессов становятся неуспевающими. Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. В связи с этим, возникает необходимость использования эффективных методов и приёмов в работе с детьми младшего школьного возраста, обеспечивающих успешное овладение детьми программным материалом. Таким образом, оказание своевременной помощи, применение эффективных методов и приёмов по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста снижают вероятность возникновения нарушений письменной речи.
Публикация «Использование специальных логопедических приемов и упражнений на уроках в начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа логопеда. Логопедия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.
В своей работе по данному направлению я опиралась на следующие теории и идеи:
Л. С. Выготского о первичном и вторичном дефекте;
идея Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»;
теория Р. Е. Левиной о специфике речи детей с различными нарушениями произношения.
Долгое время (примерно до 1928 г.) ученые считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и из комбинаций. Фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой стороны речи считалось развитие моторики. Значению восприятия речи никто не уделял внимания.
Впервые Л. С. Выготский ввел понятия «фонема»: доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков.
Л. С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:
способность слышать есть данный звук в слове или нет;
способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Несколько позже Д. Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие».
Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:
умение определять линейную последовательность звуков в слове;
умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
осознание или подсчет количества звуков в слове.
Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:
выяснение порядка следования фонем в слове;
установление различительной функции фонем;
выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение на сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти упорядоченно – в «решётке фонем».
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова, способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Фонематический анализ – умственные действия по анализу умение разложить слово на последовательный ряд звуков, подсчёт их количества, классификация.
Фонематический синтез – умственные действия по синтезу звуковой структуры слова, слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
Фонематические представления – сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятие этих слов. Таким образом, необходимо учитывать особенности формирования фонематических процессов, соблюдать поэтапность работы, включать в коррекционно-развивающую работу методы и приёмы, направленные на развитие фонематических процессов. Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
При работе над развитием фонематического восприятия необходимо соблюдать поэтапность в использовании упражнений. Вначале необходимо научить ребёнка различать изучаемый звук среди других в чужой речи, для этого рекомендуем следующие упражнения:
– педагог произносит подряд несколько звуков (5-6, среди которых есть и отрабатываемый звук; обучающемуся предлагается послушать и поднять руку или соответствующую букву, когда он услышит нужный звук (чтобы ему было легче ориентироваться, педагог на первых порах выделяет этот звук голосом);
– педагог предлагает ребёнку прослушать слова, которые он произносит и поднять руку или сигнальную карточку или букву, когда он услышит слова с определённым звуком;
– педагог называет 5-7 слов, обучающийся слушает и запоминает только те из них, в которых есть изучаемый звук, и по просьбе учителя повторяет эти слова.
Педагог предлагает послушать связный текст, в котором ученик должен определить по слуху слова с нужным звуком и правильно их произнести ли графически записать.
После того, как ребёнок научится различать отрабатываемый звук в собственной речи, он должен находить картинки и отбирать их с заданным звуком.
Затем, можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой (упражнения, где изучаемый звук стоит в разных позициях).
Следующий этап – звуковой анализ слов (определение количества и последовательности звуков в слове). Необходимо обратить внимание на то, что с изменением одного звука меняется и смысл слова, используются разрезная азбука, таблицы, перфокарты. Затем, постепенное включение разнообразных заданий: составление слов по первому и последнему звуку, слогу с использованием картинки и без неё; составление слов из букв или слогов, данных в разбивку.
Игры и задания, направленные на формирование навыков процессов письма и чтения:
1. «Кто это». Учитель держит в руках несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребёнок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети её не видели. Он подражает крику животного и движениям, а остальные дети отгадывают, кто это.
2. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А» в ряду звуков: С-А-О-У-С-А-Э – Ы – С-А».
3.«Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А» в ряду слогов: Со, лу, ма, ны, су, ли, ря, ню, са, ло, мэ, сы, ла.
4. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А» в ряду слов: Соня, мак, кони, сук, мох, няня, рак, елка, санки, пень, сок, кот, сыр».
5. «Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом».
6. «Отстукивание ритма звука, сначала педагог, затем попросить ребёнка» «А» (А-АА, А-АА, А-АА).
7. «Поднимите синий кружок, если в ряду звуков услышите согласный звук».
8. «Произнесите слово столько раз, сколько в нём фонем (звуков)».
9. «Поднимите красный кружок, если в ряду звуков услышите гласный звук: А-М-У-Т-О-Т-С-Ы-А-Р-Э-А-М-У-Т-О-П-У-А-С-Ы-Ш-К-Э-О.
10. «Произнесите слово столько раз, сколько в нём фонем (звуков)».
11. «Поднимите красный кружок, если в ряду звуков услышите гласный звук: А-М-У-Т-О-Т-С-Ы-А-Р-Э-А-М-У-Т-О-П-У-А-С-Ы-Ш-К-Э-О.
12. «Слово рассыпалось». Из отдельных букв слова, расположенных беспорядочно, собрать первоначальное слово, например: «лост»-(стол).
13. «Собери слово». Эта игра подобна предыдущей, но собирать слово можно не из букв, а из слогов, например: «чик-мя» (мячик, «ла-кук» (кукла, «ра-ба-бан» (барабан).
14. Игра «Телеграф». «Передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
15. «Прошагай слово». Детям предлагается отмеривать слово шагами: каждый слог-шаг.
16. «Составь букет». Дети составляют из слогов букет слов.
17. «Чтение цепочек слогов»: са-со-су-сы; сы-са-со-су;
18. «Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных».
19. «Подбери слово к картинке». Учитель показывает карточку с картинками. На каждой карточке 4 или 6 изображений, учитель просит ребёнка назвать предметы, названия которых начинаются с гласных звуков, с согласных звуков.
20. «Цепочка слов». Учитель называет слово, определяет последний звук в слове и просит ребёнка придумать слово своё, начинающееся с этого звука и так все дети по очереди. Остальные дети внимательно слушают и следят за тем, чтобы правильно определён последний звук, например: аист-телефон-носки-игла и т. д.
21. «Найди слово». Учитель произносит 3-4 слова, два неправильно, и одно правильно (коска, котка, кошка). Ребёнок должен выбрать правильно произнесённое слово и самому произнести его.
22. «Добавь звук». Получится новое слово, если к этому слову добавить звук р: кошка, кот, каска, пуд и т д. (аналогичная игра проводится и в конце добавить звук, какое новое слово получится).
23. «Отними звук». Какое слово получится, если убрать первый звук: косы, крот, смех, гром, скот и т. д.
24. «Придумай словечко» Учитель пишет на листе слог. Ребёнку надо придумать с ним слово и дописать его., например: са (сани, санки, сад, садовод).
25. Задание. Какой одинаковый звук слышите в слогах са, ма, ка, ша? (Дети называют звук [а]).
26. «Найди слог». Детям предлагается найти слоги, состоящие из гласных букв, а затем из гласной и согласной буквы.
27. «Чья фигура». Вписать по образцу в геометрические фигуры (начерченные заранее в тетрадях, или на доске) буквы, обозначающие: третий звук в словах: кусты, белка.
28. «Свяжи варежки». На доске в разброс прикреплены бумажные варежки. Детям по очереди предлагается подходить к доске, находить пару варежек с одинаковыми буквами, соединять их линиями и говорить «я связал варежки с буквой «Л» и. п.
Рефлексия.
Обсуждение полученного опыта, возможностей его использования в организации профессиональной деятельности.
Упражнение «Пятёрочка». Участникам предлагается на листе бумаги обвести свою руку.
Каждый палец - это какая - то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно.
Указательный палец – мне было трудно.
Средний палец – для меня было недостаточно.
Безымянный палец – моё настроение.
Мизинец – мои предложения.
Список литературы
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб. : «Детство-Пресс», 2001. – 48 с.
2. Глаголева Е. А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Е. А. Глаголева. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 4. – С. 21–25.
3. Жовницкая О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О. Н. Жовницкая. // Начальная школа. – 2001. – №11. – С. 41–46.
4. Калягин В. А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М. : Академия, 2006. – 320 с.
5. Калягин В. А. Фонемные нарушения в письменной речи и способы их анализа. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Под общ ред. О. Б. Иншаковой. – Москва-Воронеж, 2007.
6. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. – СПб. : МиМ, 1997. – 286 с.
7. Лалаева Р. И. Дисграфия. Психофизиологическая структура процесса письма Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. Дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.
8. Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – Ростов н/Д: Феникс, СПб. : СОЮЗ, 2004. – 224 с.
9. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с.
10. Максимук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению / Н. Н. Максимук. – М. : ВАКО, 2007. – 128 с.
11. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. / Л. Г. Милостивенко. – СПб. : Стройлеспечать, 2005. – 64 с.
12. Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников / Н. А. Никашина; Под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1965. – С. 46–66.
13. Сухорукова Т. В. Система поэтапного обучения чтению и письму первоклассников / Т. В. Сухорукова. // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С. 632–634.
14. Тычинина Л. Л. Профилактика дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях интегрированного обучения: методические рекомендации для учителей логопедов, учителей начальной школы /Л. Л. Тычинина, Г. М. Вартапетова, Т. Г. Шадрина. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2006. – 88 с.
15. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – Москва-Воронеж, 2000. – 256 с.
16. Элъконин Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты / Д. Б. Эльконин. // Вопросы психологии. – 1956. – № 5. – С. 51-59.
17. Ястребова А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. – М. : АРКТИ, 2007. – 360 с.