Яшина Екатерина Андреевна
Использование современных логопедических технологий в практике логопеда в условиях дошкольного логопункта
▼ Скачать + Заказать документы
Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным слоям. Так как с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов, то определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Темочки:
Актуальность данной проблемы вызвана не только необходимостью совершенствования уже имеющихся подходов к организации и содержанию коррекционного воздействия, но и целесообразностью разработки новых, рационально построенных и действенных методик и их организация.
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких детей — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам. В результате своей работы с детьми, имеющими нарушения речи, я пришла к выводу, что, только творчески сочетая разные технологии обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с психофизическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно-развивающий процесс становится более результативным и эффективным.
Исходя из актуальности этой проблемы, целью моей работы является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи в условиях дошкольного логопункта. Для достижения поставленной цели используются следующие задачи:
1. Своевременное выявление детей, имеющих нарушения речи.
2. Разработка и внедрение оптимальной модели коррекционных занятий.
3. Применение современных логопедических технологий в работе с детьми.
4. Совершенствование совместной работы родителей, воспитателей и логопеда.
Я считаю, что каждый педагог должен идти в ногу со временем и овладевать новейшими педагогическими технологиями. Вот и я, несмотря на небольшой опыт работы учителем-логопедом, постоянно совершенствую свои коррекционные занятия, постепенно внедряя новейшие логопедические технологии.
Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями на логопункте дошкольного учреждения направлен на:
укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
коррекцию речевых нарушений дошкольников;
формирование предпосылок к учебной деятельности;
формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.
Современные логопедические технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО.
1. Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей с нарушениями речи независимо от вида их речевого дефекта. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания у дошкольников использую методику А. Н. Стрельниковой. Применение данной технологии позволяет детям усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания. С целью обучить воспитателей дыхательным упражнениям с последующим использованием данной методики на своих занятиях и в режимных моментах провела мастер – класс для педагогов «Волшебная сила воздуха», также создала буклеты для родителей и воспитателей «Речевое дыхание – залог красивой речи».
2. «Су-Джок» - терапия.
Массажер Су-Джок представляет собой колючий пластмассовый шарик (ежик, внутри которого находятся два массажных кольца, изготовленных из нержавеющей стали. «Ёжик» способен массировать участки, недоступные обычному массажёру, к тому же, он регулирует интенсивность прилагаемых усилий. Эластичные массажные кольца используются для массажа пальцев руки. Кольцо надевается на палец и интенсивно прокатывается до стойкого покраснения массируемого пальца. Массаж пальцев способствует быстрому усвоению навыков письма, развивает речь и концентрирует внимание у дошкольников. На своих занятиях использую различные пальчиковые игры с шариком Су-Джок («Ёжик», «Бабочка», игры с массажным кольцом («Пять братцев», «Раз, два, три, четыре, пять») и другие. Так же я использую массажер Су-Джок для автоматизации звуков (ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука, для развития памяти и внимания и так далее.
3. Игровые технологии.
Каждое мое коррекционное занятие проходит с использованием различных игр, так как игровая форма помогает детям включиться в познавательную деятельность, дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей. Разумное сочетание игровой занимательности и серьезности заданий помогает детям заниматься с интересом, быть активными и внимательными. На занятиях использую как уже готовые покупные игры, так и самодельные с использованием подручных материалов, например, дыхательный тренажер «Футбол» (в большой картонной коробке создано футбольное поле с двумя воротами; детям необходимо с помощью трубочки задуть мячик в ворота соперника, игры с фонариком для автоматизации различных звуков и другие.
4. Биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка. Использую на своих занятиях при выполнении артикуляционной гимнастики. На каждое традиционное артикуляционное упражнение подбирается движения кисти руки (движения, имитирующие положение органов артикуляции). А чтобы детям было интереснее выполнять упражнения, можно использовать стихи, адаптированные сказки В. Сутеева, С. Прокофьевой, И. Пивоваровой и других авторов для занятий биоэнергопластикой (сюжетные линии в них сохранены, но герои подобраны в соответствии с названиями упражнений).
5. Логоритмика стимулирует речевую активность. Сочетание речи с движением развивает речевое внимание, умение вслушиваться, понимать инструкцию, действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию. На своих занятиях использую приёмы «договори слово», «звукоподражание», чтение слов с движением.
6. Кинезиологические упражнения называют «Гимнастикой для ума». Кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и тем самым влияют на развитие умственных способностейдетей и физического здоровья. На занятиях использую комплекс упражнений, особенно в том случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лягушка». О пользе кинезиологических упражнений и о необходимости выполнения артикуляционной гимнастики написала статьи «Что такое кинезиологические упражнения и чем они полезны для детей?», «Артикуляционная гимнастика – для чего она нужна?», которые разместила на сайте www.maam.ru.
7. В образовательном процессе я использую мнемотехнику – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
8. Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Песочная терапия способствует:
• обогащению словарного запаса;
• развитию связной речи;
• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
• развитию фантазии и образного мышления.
На своих занятиях использую контейнер, где насыпан кинетический песок. Данный метод можно использовать в различных вариациях. Например, в нем можно спрятать мелкие игрушки, а ребенок должен пальчиками их найти и откопать, затем можно их посчитать, также назвать все найденные предметы, произнести слова по слогам и так далее.
9. Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Работая в сфере образования невозможно обойтись без работы с огромным количеством документации. В моей работе как учителя-логопеда в детском саду одним из главных документов является речевая карта, которую я должна заполнять на каждого ребенка. И для меня стала открытием вот такая «чудо-флешка» со специальной интерактивной программой для экспресс-обследования речи детей от 4 до 7 лет. Программа содержит шаблон речевой карты: у каждого вопроса свое задание и список оценок на выбор. Оценки фиксируются, и карта обновляется автоматически. Это позволяет работать оперативно, не отвлекаясь на записи и поиск материалов. Карты можно хранить, обновлять, распечатывать, и их количество практически неограниченно. В программе есть еще два блока: «Звуковой журнал» для оценки динамики развития речи и «Знакомство» для общения с неконтактным ребенком.
Также, я использую CD диски с интерактивными играми «Читаем с логопедом», «Речевой экспресс». Эти интерактивные игры с веселыми героями помогают детям осваивать грамоту легко и с удовольствием. Все игры разной степени сложности, что позволяет выбирать для занятия с ребенком именно тот материал, с которым он хорошо справляется. Игры подходят для компьютера и электронных досок.
Использование ИКТ в моей практике не ограничивается деятельностью с детьми и включает в себя следующее:
подбор иллюстративного материала к занятиям (Интернет, принтер, презентации);
подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям;
создание презентаций в программе PowerPoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми («Играем со смеШШариками», «Игры на автоматизацию звука Л» и другие);
использование компьютера для ведения документов, создания различных баз данных;
подготовка материалов для сайта.
Подробнее об использовании ИКТ я написала в своей статье на сайте www.maam.ru «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда». На одном из методических объединений я выступала с сообщением на тему «Инновационные технологии в логопедической практике».
Я постоянно самосовершенствуюсь, развиваюсь, прохожу различные вебинары, курсы повышения квалификации, читаю специальную литературу, также наблюдаю за деятельностью опытных логопедов в социальных сетях. Также у меня имеется своя страница на портале www.maam.ru, где размещаю свои консультации для педагогов и родителей, фотографии со своих занятий, свои достижения. Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что я – молодой специалист, идущий в ногу со временем; моя главная цель – заинтересовать современного ребенка, быть ему другом, а также приложить все усилия, чтобы помочь преодолеть трудности.