Елена Пашкова
Система сотрудничества с родителями воспитанников с речевыми нарушениями в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Основное направление в деятельности ДОО на современном этапе – организация и проведение работы по повышению качества дошкольного образования с использованием тех резервов, которые имеются в ДОО.
В настоящее время в работе ДОО актуализирована тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников.
Публикация «Система сотрудничества с родителями воспитанников с речевыми нарушениями в ДОО» размещена в разделах
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Поэтому, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в детском саду, мы решили остановиться на таком важном направлении в работе ДОУ как сотрудничество с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
С каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка.
Определив данную проблему, мы наметили основной путь ее решения - разработка программы повышения педагогической компетентности родителей воспитанников. Данная программа содержит в себе: актуальность и целеполагание, формы взаимодействия с семьями воспитанников и их содержание, практический материал по планированию и сценарии.
При выборе форм работы с родителями мы ставили перед собой цель: создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи, выстраивание эффективного взаимодействия родителей и педагогов, удовлетворяющее интересам обеих сторон.
Программа формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста, разработанная педагогическим коллективом МБДОУ № 140 базируется на двух блоках: инвариантный и вариативный.
Инвариантный блок – фундамент для дальнейшего подхода к повышению психолого-педагогической компетентности семьи. Родители овладевают системой знаний об особенностях и закономерностях формирования личности дошкольника, а также технологией содержательного взаимодействия с ребенком. Одно из направлений этого блока знакомит родителей, в частности, с нормами развития речи детей дошкольного возраста.
Цель данного направления инвариантного блока: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи.
Для этого мы используем такую форму работы, как «Родительский университет». На базе «родительского университета» созданы кафедры: «кафедра семейной психологии», «кафедра компетентных родителей». На кафедре компетентных родителей рассматриваются следующие темы:
Тема 1. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления).
Тема 2. Структурно-семантическое, лексическое и грамматическое развитие речи дошкольника. Социальная обусловленность этапов развития детской речи и мышления ребенка.
Тема 3. Пути развития речи в дошкольном возрасте. Приемы развития речи у ребенка, ее интеллектуализация. Роль детского словотворчества и эгоцентрической речи в вербальном развитии ребенка. Состав и пополнение активного словарного запаса ребенка-дошкольника. Воспитание коммуникативных навыков и способности к диалогу.
Тема 4. Сказка – носитель сюжетов, сценариев, жизненных стратегий, правил и моделей поведения. Сказка как один из важнейших формообразующих моментов в судьбе человека наряду с прочими аспектами воспитания.
Тема 5. Отношение детей и взрослых к мультипликационным фильмам. Причины увлечения детей дошкольного возраста современными мультипликационными фильмами: новизна, красочность и др.
Тема 6. Начало изучения иностранных языков. Дошкольный возраст как начало сенситивного периода в усвоении иностранного языка.
На заседания «Родительского университета» приглашаются родители всех возрастных групп. Они получают квалифицированные консультации по рассматриваемым темам, а также получают практическую помощь в организации занятий с детьми дома.
Вариативный блок включает в себя следующие разделы:
- адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
- подготовка ребенка к школе
- психологическая поддержка семьи по результатам диагностики детско-родительских отношений
Содержание вариативного блока базируется на результатах диагностики детско–родительских отношений и мониторинга развития ребенка, и направлены на индивидуальное взаимодействие с конкретным ребенком и его семьей. К этому блоку относится и коррекционно-развивающая работа.
В вариативном блоке мы рассматриваем следующие темы:
Тема 1. Особенности речи, мышления, обеспечивающие коммуникативную и интеллектуальную готовность детей к учению.
Тема 2. Личностная готовность ребенка к школьному обучению (наличие у ребенка интереса к учению, приобретению знаний, умений и навыков, получению новой информации об окружающем мире).
Тема 3. Коммуникативные умения и навыки, межличностные отношения детей, определяющие их готовность к обучению. Психодиагностика готовности ребенка к обучению через выявление зоны его потенциального развития.
Тема 4. Способы совершенствования восприятия, памяти, мышления. Обучение речи, чтению, письму. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста.
Тема 5. Психолого-педагогические требования к развивающим играм и игрушкам для ребенка старшего дошкольного возраста.
Следующая востребованная форма работы – «Мастер-класс с родителями воспитанников».
Цель этой формы работы: внедрение в практику воспитания форм и методов работы по взаимодействию взрослого с ребенком. Особенностью этой формы работы является практическое обучение родителей.
Можно предложить следующие темы мастер-классов:
• «Секреты артикуляционной гимнастики».
• «Играем пальчиками».
• «Эти трудные звуки…»
• «Развиваем фонематическое восприятие».
Еще одна из форм работы с родителями – это семинары-практикумы. Эту форму работы отличает возможность передачи родителям опыта практического использования теоретических знаний. В ходе семинара практикума происходит непосредственный обмен опытом, рассматриваются варианты тех или иных проблем. На семинаре-практикуме «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» мы предлагали родителям высказать свое мнение на вопрос «Что такое коммуникативное умение?». Потом логопед совместно с воспитателями познакомил родителей с особенностями развития коммуникативных навыков у дошкольников, а также рассказали о влиянии семьи на их развитие. С родителями были проведены игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению: «Угадай, кто это?», «Пожелание», «Комплименты», «Закончи предложение». Не остался без внимания и вопрос общения дошкольников со сверстниками. После небольшого теоретического вступления родителям было предложено поиграть в игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог: «Ласковое имя», «О чем спросить при встрече», «Зоопарк», «Удержи предмет», «Змея». Для получения обратной связи от родителей в конце семинара-практикума запускаем игрушку и просим ответить на вопрос: «Что Вы возьмете из услышанного в родительский багаж?»
Востребованной оказалась такая форма работы, как центр игровой поддержки. Этот центр создан на базе младших групп с родителями детей, вновь поступивших в ДОУ. Центр игровой поддержки создан для знакомства родителей с различными видами игр для детей младшего дошкольного возраста. Во II младшей группе мы проводили игротеку на тему «Сенсорное воспитание детей в детском саду и дома». В ходе игротеки родители изготовили игры, которые они могли использовать и в домашних условиях: «Цветные полянки» (на согласование существительных и прилагательных, «Шумелки» (развивает слуховое восприятие, «Ветерок» (развитие воздушной струи) и другие.
Еще одна форма работы – детско-родительский проект. Такой метод дает возможность объединить в совместной деятельности детей, родителей и педагогов для решения какой-либо проблемы; способствует развитию познавательных навыков детей, умению самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления. Использование метода проектов в работе способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком. Дети совершенствуют диалоговый и монологовый стили общения, а также совершенствуются их коммуникативные навыки. Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Каждая из выбранных нами форм планируется и проводится от 3 до 6 раз в учебном году в вечернее время. Продолжительность встреч около 40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени представляет большой интерес для родителей.
На основе результатов опытно-экспериментальной работы в ДОУ по данному направлению было составлено Методическое пособие, в котором освещен современный подход к организации работы с семьями воспитанников в детском саду.