Анна Царевская
Использование сказки в формировании математических представлений у детей 4–5 лет
▼ Скачать
Здравствуйте, коллеги. Представляю вашему вниманию опыт работы «Использование сказки в формировании математических представлений у детей 4-5 лет».
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика.
Публикация «Использование сказки в формировании математических представлений у детей 4–5 лет» размещена в разделах
Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Как сделать этот процесс занимательным? Есть много способов и приемов, но на своем опыте я пришла к выводу, что для меня универсальным средством обучения является сказка. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные события; действие же имеет приключенческий характер. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Сказки всегда привлекают детей. В них занимательный сюжет, есть герои, они действуют, совершают поступки, они очень эмоционально воспринимаются детьми.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
• Потребность в автономности. В каждой сказке герой на протяжении всего пути действует самостоятельно, сам делает выбор, сам принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
• Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем.
• Потребность в активности. Герой всегда активен, все время находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д.
При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.
На занятиях по математике с использованием сказки её сюжет или герои являются частью занятия, сюрпризным моментом. Использую несложные по восприятию, хорошо знакомые детям сказки. Учитываю возрастные особенности детей, математические задачи для этого возраста.
В своей работе я выбираю различные формы проведения занятий, такие как:
1. Занятия – сказки.
При организации которых использую сюжет одной сказки со знакомыми персонажами, подбираю игровые задания, играю и занимаюсь вместе с детьми. В каждой игре присутствует сказочные герои, которым необходимо решить какую – либо проблему
Например, «Теремок», который открывал двери жильцам, выполнившим его задания. Такие как: собери бусы по образцу, соотнеси количество елочек и грибов, разложи овощи на полочку.
Комплексные занятия, которые включают в себя интеграцию образовательных областей.
Мы оказались у избушки, дети сказали, что это избушка из сказки «Три медведя». А как они это определили? Соотнесли количество и размер кроватей, стульев и посуды, находящихся в избушке. Когда расставляли стулья, ребята заметили, что стул Мишутки сломан. Решили его починить. Для чего обратились в мастерскую, где подобрали ножку, соответствующую размеру и форме. Способа починить разбитую тарелку Мишутки мы не нашли, поэтому решили подарить ему новые. Мишутка был рад подаркам детей и предложил поиграть в игру «Разложи по корзинкам».
Занятия – досуг. Провожу как развлечение (например, сказка «Город фигур») В ходе которой, ребята познакомились и поиграли со сказочными персонажами В данные занятия включаю подвижные и дидактические игры по теме.
Для поддержания интереса детей, в образовательную деятельность включаю занятия-путешествия. Вместе с детьми отправляемся в сказку, где нас ждут интересные задания, выполнив которые мы окажем помощь какому-либо сказочному герою. Например, к детям обратилась лягушка, сказала, что она потерялась и не помнит из какой она сказки. Ребята предложили ей свою помощь, и мы отправились в путешествие по сказкам на ковре-самолете.
В заключении хочу отметить: несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший нашу жизнь, дети тянутся к таинственному миру сказки. Регулярное использование сказок на занятиях по математике расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.