Надежда Заплохова
Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит.
(М. В. Ломоносов)
В работе по формированию элементарных математических представлений ставятся следующие задачи: воздействовать на всестороннее развитие детей; обогащать знания новыми представлениями через организованную работу по математическому развитию детей на основе занимательных игр, развивающих познавательный интерес, мышление.
Публикация «Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Для этого был разработан перспективный план на год - использование дидактических игр и упражнений.
Любая логическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
В начале предлагается использование самых простых игр : игры с разборными башенками, бочонками, упражнения с конструктором и цветными логическими блоками, целью которых освоение свойств, и обозначение их словами «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине: «Найди все фигуры (блоки, детали, как эта» по цвету (по размеру, форме). «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру). «Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. В игре «Цепочка» от произвольно выбранной фигуры детям нужно построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера); чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур; чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы. Аналогично организуется игра с разноцветными фигурами «Раздели фигуры» : детям предлагается разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Более сложный вариант этой игры: разделить фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.
Для прочного усвоения знаний детей нужно заинтересовать действиями с математическим материалом. Для этого в игре используются привлекательные наглядные пособия, занимательный разговор с математическими шутками, создается хороший эмоциональный фон. В качестве иллюстративного материала используются игрушки, предметы быта, постепенно включается деятельность с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, простейшими схемами. Далее целью использования лего-конструктора и логических блоков, геометрических фигур в играх становится научить решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
В работе увеличивается доля словесного занимательного материала – задачки-шутки, считалки, игровые задания, словесные игры и упражнения, в основе которых действия по представлению («Кто быстрее назовёт», «Что длиннее, что короче?», «Как по-другому?», «Найди и назови»). Для поддержания интереса постоянно вносятся элементы занимательности, соревнования. Предлагаются задания, в которых тренируются произвольное внимание и память (игровые упражнения «Что изменилось?», «Кто запомнит?», «Молчанка»).
Широко используется занимательный материал, направленный на упражнение детей в счете и отсчете предметов, в группировке предметов по разным признакам. Изучение количественных отношений, определение большего и меньшего числа сочетается с игровыми упражнениями в счете с участием различных анализаторов (игры на счет звуков, движений, предметов путем обследования).
Учитывая, что дети должны ориентироваться в пространстве, в практику работы
включены логические игры и лабиринты.
Математические игры используются и на занятиях физкультурой, во время физкультпауз «Найди свой домик», «Перепрыгнем через дощечки», «Карусели» и т. д.
В методической разработке предполагается использование занимательного материала во всех формах организации образовательной деятельности: НООД, ОДРМ, СДД, ПРС, взаимодействие с родителями.
Формы организации детей : групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Знакомство с занимательным материалом начинается в непосредственно организованной образовательной деятельности. В средней группе занятия по математике организуются 1 раз в неделю, длительность 20 минут. Занятия носят тематический характер. В соответствии с целью и задачами подбирается необходимый материал. Для игры отводится время на каждом занятие, используется принцип от простого к сложному.
На занятиях по математике используются следующие методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ, дидактические игры и упражнения, подвижные игры и др.). Сначала знания дети усваивают на основе непосредственного восприятия, когда следят за действиями воспитателя, слушают пояснения, затем действуют самостоятельно с дидактическим и занимательным материалом. В беседе перед играми детям подробно разъясняются правила игры, обращаясь к их игровому опыту. Закрепляют полученные знания дети в ходе режимных моментов – «Сколько нас сейчас?», «Какого цвета (какой формы) предмет?», «Что выше?», «А сколько у тебя?», «Самая большая», и т. д., в самостоятельной деятельности, для этого среда обогащается различными видами занимательного материала, наглядности, дома с родителями (для них проводятся консультации об использовании занимательного материала с целью развития логического мышления и познавательных способностей). Дети с удовольствием с помощью считалок выбирают водящего для игры, для закрепления названия частей суток применяются загадки, пословицы про утро, день, вечер, ночь.
В работе с детьми средней группы в самостоятельной и индивидуальной деятельности используются развивающие тетради, основная функция которых заключается в активации самостоятельного выполнения заданий математического содержания; упражнении в умениях; развитии логических операций. Ценность их состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Рабочие тетради содержат задачи, выполнение которых основано на практических действиях (соединить линиями, обвести, закрасить и т. п., что соответствует возрастным возможностям.
Создание развивающей среды в группе
Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, организационную, коммуникативную функции.
Важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. Развивающая среда открытая, динамично изменяемая, меняется в зависимости от темы, задач на данный период.
Математический уголок наполнен раздаточным счетным материалом,
занимательным и познавательным математическим материалом, логико-математическими играми, наборами геометрических фигур, познавательными книгами, развивающими тетрадями.
Это и игры «Подбери по цвету (по нескольким цветам, по форме)», «Подбери заплатку», «Направо – налево», «Геометрическое лото», «Фигуры», «Забавные кубики», «Большой – маленький», и логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизинера, кубики Никитина, альбомы для игр с ними, математический планшет и т. д.
Ценность игрового материала - в разнообразии действий с ним детей: подбор деталей, вкладышей, построение ряда по убывающим или возрастающим размерам, вкладывание предметов друг в друга, подбор по форме и размеру (игры «Собери так», «Чья башня больше?», «Что там?»).
В группе имеются выпускаемые промышленностью настольно-печатные игры «Заплатки», «Формы», «Цвет», «Что не так», «Умный шнурок», которые позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости.
Особое место отведено геометрическим головоломкам «Танграм», «Собери фигуру», мозаике, конструкторам.
Разнообразные лото (табличное, «Собери под зонтики», домино помогают закрепить полученные знания и поупражняться в классификации
Сотрудничество с родителями
Наилучших успехов можно добиться только совместно с родителями. С ними проводятся различные мероприятия: групповые родительские собрания, консультации, конкурсы и др. Одно из первых собраний было на тему: «Использование игровых практических ситуаций в развитии математических способностей детей». Следующее собрание прошло в форме семинара, на нем родители сами поделились своим опытом занятий с детьми. Были проведены консультации, как заинтересовать детей занимательными математическими играми, знакомство родителей с подборкой литературы по развитию математических представлений, а так же с новинками игр математического характера. Книги и игры родители при желании могут использовать для досуга дома. В родительском уголке под рубрикой «Заниматика» систематически выставляется материал по обучению детей математике в процессе игр дома, на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы). Тем самым перед родителями раскрывается содержание работы с детьми по обучению началам математики в соответствии с возрастом. В результате проводимая работа направлена на то, чтобы родители увидели важность и необходимость игровых приемов в развитии ребенка.