Получи документы

Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии (опыт работы)

МАРИНА ТРУБИНА
Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии» - опыт работы (для педагогов ДОУ).

В соответствии с современными тенденциями развития образования опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее.

Публикация «Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии (опыт работы)» размещена в разделах

Идея педагогической находки заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного материала. Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только,какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Я считаю, что самый эффективный метод –это использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности дошкольников.

Проследив эффективность использования игры в развитии математических способностей, мною было принято решение более углубленно изучить влияние игры на развитие способностей детей, а именно на логическое мышление, на развитие умственных способностей.

Осознав актуальность вопроса развития способностей, я пришла к выводу,что не достаточно развивать способности только на специально организованных занятиях, а нужно создать такие условия, которые будут способствовать росту уровня интеллектуальной культуры в целом и логического мышления в частности.

Благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка складываются в

игровой деятельности. Владение умением играть в логические игры обеспечивает ребёнку высокий уровень развития мыслительных процессов.

На протяжении последних 3 –ех лет я изучала новинки психолого-

педагогической литературы с целью выявления возможностей детей

старшего дошкольного возраста, собирала в различных информационных источниках игры, игровые упражнения, методики и методические приёмы, применение которых помогут мне в реализации моей темы: " Использование развивающих игр с логико - математическим содержанием в познавательном развитии".

Над данной темой начала работать в 2020 году. На тот момент, у меня был старший дошкольный возраст. Я очень хотела, чтобы мои воспитанники пошли в школу подготовленными, умели рассуждать, логически мыслить, анализировать. И эта мысль натолкнула меня заняться этим вопросом. Итак, в чём заключается суть моей педагогической находки? Это поэтапное, постепенно усложняющееся, с учётом возраста, внедрение в воспитательно-образовательный процесс, различных игр, игровых приёмов на развитие логического мышления, способствующих росту интеллектуальной культуры, а так - же применение в работе современных методик.

Воплощая идею Л. С. Выготского о том, что обучение может дать развивающий эффект лишь при условии, что ребёнок усваивает новые знания не пассивно, а активно в процессе практической деятельности; о том, что при обучении, направленном на развитие мыслительной деятельности, ребёнок становится способным самостоятельно добывать и систематизировать знания, т. е. саморазвиваться, я стремлюсь ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом.

Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понимаю и помню, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

Связь дошкольного развития и формирования логических приёмов умственных действий – одна из основных методических проблем математического развития дошкольников. Этой проблеме уделяли особое внимание такие педагоги, как Михайлова З. А., Венгер Л. А., Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. В методике под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а так же умение понимать, прослеживать причинно – следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в организованной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. В процессе организации деятельности, направленной на реализацию задач математического развития, мною была изучена методическая литература таких авторов как, Л. А. Венгер, Е. С. Евдокимовой, З. А. Михайловой, Б. И. Никитина, Л. Ф. Тихомировой, Носовой Е. А., Непомнящей Р. Л. и др.

Цель моей работы:способствовать развитию у детей познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.

Задачи педагогической находки:

Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений контроля и самооценки.

Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в развивающих математических играх, логических задачах.

Развитие логического мышления с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов.

Формирование важных качеств личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывать усидчивость, развивать конструктивные умения.

Формирование у детей интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Учить детей планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа:

создана соответствующая развивающая среда (в группе создан математический уголок, где расположены развивающие игры математического содержания, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления);

разработана модель педагогического процесса - перспективный план по данной теме для детей старшего дошкольного возраста;

составлена картотека логико-математических игр;

оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей.

Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды. Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными, я считаю, являются логико – математические игры и упражнения;счётные палочки, набор геометрических фигур и др.

На основании выше сказанного мною были разработаны игры, направленные на развитие познавательной активности и логического мышления(«Числовые ромашки», «Игры на сложение и вычитание», «Посчитай – ка», «Числовой паровозик», «Посади цветок в нужный горшок», «Соотнеси количество предметов с числом», «Математический тортик» и др.).

Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, стараюсь давать четкие указания, объяснения. Направляю игру репликами, вопросами, незаметно поддерживаю инициативу детей, усилия более слабых и поощряю их успехи, создаю условия для проявления самостоятельности.

В процессе игры ребенок находится в позиции «равноправного партнера» по отношению к взрослому, что способствует укреплению уверенности в себе, в своих интеллектуальных возможностях. Занимательные игры дают возможность детям свободно общаться и взаимодействовать друг с другом, проявлять разнообразные эмоции, опираясь на детский опыт, разрешая ошибки и противоречия, которые возникают при освоении чего-то нового, неизведанного.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц и т. д. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат, составить увиденное по образцу или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа разложения фигур с целью создания силуэта. Это игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Монгольская игра», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра».

Счетные палочки. Что умеют счётные палочки? Использую как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными палочками, создают различные конструкции. При обследовании палочек, установлении их свойств, подвожу детей к тому, что с помощью палочек можно считать, строить простые и сложные фигуры, преобразовывать фигуры (добавлять и убирать палочки, выполнять вычисления и разнообразные практические действия.

В процессе разнообразных действий с геометрическими фигурами дети учатся использовать свои знания о свойствах предметов (форма, цвет, размер) и применять свои знания в решении несложных задач; у детей развиваются конструктивное мышление, внимание, воображение, логическое мышление.

Разрабатывая содержание игровых занятий, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения.

Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Для родителей оформила стенд «Занимательная математика» и папки-передвижки.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей. Занимательные развивающие, дидактические игры и упражнения дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. В результате освоения пространственно – практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, временные отношения, учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребёнку успешнее учиться в школе.

И в конце хочу подтвердить мысль Людмилы Георгиевны Петерсон о том, с дошкольниками заниматься нельзя. «С ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще». Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!

Список литературы:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — 6 – е изд., доп. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. —368 с.

2. Белошистая А. В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет. – М. : Ювента, 2010.

3. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошкольного учреждения. - Издательство: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» ,2013г.

4. Венгер Л. А. (сост.) Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М. : Просвещение, 1989. — 127 с. : ил. — ISBN 5-09-001129-X. Учебное пособие.

5. Дурова Н. В., Новикова В. П. «Развивающие упражнения для подготовки детей к школе» Школьная пресса 2011 г.

6. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Автор-составитель. З. А. Михайлова, Э Н Иоффе, - «Детство - пресс», 2009г

7. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. - С. -П. : Изд. «Детство – Пресс», 2010.

8. Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

9. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» – СПб: «Акцент», 2007.

10. Попова Г. П., В. И. Усачёва. Занимательная математика: Материалы для занятийи уроков с дошкольника и младшими школьниками. – В. : Изд. «Учитель», 2011.

11. Стасова Л. П. Развивающие математические игры – занятия в ДОУ:

Развивающие математические игры для детей дошкольного возраста. – В. : Изд. «Учитель», 2010.

12. Е. Ф. Черенкова «Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление» ДомХХIвек 2010 г.

13. Шалаева Г. П. «Математика для маленьких гениев дома и в детскомсаду». – М. : АСТ, Слово, 2012.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике»Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» Тема: «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике». Опыт работы по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича. Средняя группа.

Подвижная напольная игра с математическим содержанием «Математическое дерево»Подвижная напольная игра с математическим содержанием «Математическое дерево» Дидактическая задача: • формировать умение считать в пределах 6, соотносить запись чисел 1-6 с количеством, • развивать зрительное внимание,.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра «Театр» с математическим содержанием Сюжетно – ролевая игра «Театр»с математическим содержанием. Цель игры: проверка усвоенных математических знаний в игре, знаний в счете, умении.

Занимательные игровые задачи с математическим содержанием «Весёлая математика»Занимательные игровые задачи с математическим содержанием «Весёлая математика» Самая благоприятная сфера для весёлого обучения в игре – это знакомство с цифрами и числами. Цифры преобладают в нашей жизни, они вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии (опыт работы)
Опубликовано: 18 апреля 2022 в 12:33
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии (опыт работы)» (включая файлы) размещена пользователем МАРИНА ТРУБИНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД