ольшанская вероника
Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 244 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Из опыта работы
«Совместная деятельность детского сада и семьи
по
формированию здорового образа жизни
у детей дошкольного возраста».
Составила воспитатель
Вероника Николаевна Ольшанская
Апрель 2021г
г. Облучье ЕАО.
«Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.
Недаром говорят: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"»
Что может быть прекраснее здоровья?
Темочки:
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Оно открывает перед человеком неограниченные возможности в труде и отдыхе, в семье и на работе, в общественной жизни. Ощущение здоровья, сознание своих возможностей ощущать мир в его многообразии, не только любоваться им, но и принимать активное участие в его охране и преобразовании – вот где секрет активной позиции человека, фундамент его человеческого счастья.
Не случайно говорят, что девять десятых нашего счастья зависят от здоровья.
Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания.
Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. По мнению ведущих специалистов, (Л. И. Божович, А. А. Венгер, Л С. Выготский, В. А. Запорожец и др., именно дошкольный возраст является наиболее оптимальным для развития, как интеллектуальных способностей, так и для развития практических умений и навыков. Поэтому роль образовательной среды, педагогов и семьи, где воспитывается ребенок, обеспечивающих целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких. Является определяющей.
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым.
В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения катастрофически ухудшается, т. к. на формирование детского организма влияют следующие факторы:
окружающая среда,
низкий социальный уровень семей,
неполноценное питание,
малоподвижный образ жизни,
нервное перенапряжение, стрессы,
малодоступность в медицинских услугах определенных слоев населения.
Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья.
В настоящее время в детский сад поступают детей с ослабленным здоровьем, и все они нуждаются в укреплении здоровья, в развитии двигательных умений и навыков. Проанализировав заболеваемость детей в группе, я пришла к выводу, что в структуре инфекционной заболеваемости доля ОРЗ составляет большую часть. Поэтому я решила работать над укреплением здоровья своих воспитанников. И задачу сохранения и укрепления здоровья детей считаю приоритетной.
Я работаю с детьми младшей группы. Мою группу посещают двадцать детей.
Этой проблеме хочу уделить большое внимание. Решить ее путем формирования сознательного отношения детей к собственному здоровью. Но ребенок дошкольного возраста не развивается автономно, он полностью зависит от взрослых, которые его окружают и своим поведением подают положительный или отрицательный пример.
Всем известно, что важная движущая сила в воспитании – авторитет. Основой успеха в воспитании является личный положительный пример авторитетного для ребенка взрослого – родителя, воспитателя. Поэтому очень важно предъявлять единые требования к воспитанию как в ДОУ, так и в семье.
Родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка. Взрослые должны помнить, что малыш не имеет достаточных знаний, чтобы принять их просьбу или указание. Поэтому родители, в присутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг, формировать в первую очередь у себя сознательное отношение к собственному здоровью и приучать к этому ребенка.
Для этой работы я определила тему : «Совместная деятельность детского сада и семьи в воспитании здорового образа жизни дошкольников». Прежде чем начать работу с родителями, провела анкетирование условий и образа жизни семей воспитанников. Получила следующие результаты:
ответы недостоверны – 0;
семья ведет в целом здоровый образ жизни –30%;
семья тяготеет к здоровому образу жизни – 25%
здоровый образ в семье не сложился –35%;
не ответили на вопросы –10%.
Из полученных результатов следовал вывод, что часть родителей (55%) пытаются вести здоровый образ жизни, а значит, у нас есть единомышленники, на которых можно опереться. Это обусловлено и тем, что основная масса родителей не понимает самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний. А средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья – физического, психического и социального. Поэтому необходимо знакомить родителей с работой, которая проводится в детском саду и группе и привлекать их к активному участию.
Естественно, что работа с родителями, тем более в такой трудной области, как приобщение к здоровому образу жизни, задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении по силам.
Целью моей работы стало создание единого образовательно-оздоровительного пространства «Детский сад – семья». Для достижения цели в сфере взаимодействия с родителями были поставлены задачи:
1. Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического и медицинского просвещения;
2. Повысить интерес родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми;
3. Сформировать положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни в семье;
4. Оказать адресную квалифицированную помощь родителям воспитанников в вопросах
сохранения и укрепления здоровья детей силами специалистов ДОУ (медсестра, психолог).
Для проведения данной работы составила перспективный план работы с родителями и детьми по воспитанию здорового образа жизни, который стал частью календарного плана.
Разработала систему работы по приобщению к здоровому образу жизни родителей воспитанников. Вся работа детского сада и семьи по воспитанию здорового образа жизни строилась на основных положениях:
Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию здорового образа жизни;
Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание возможностей, способностей в воспитании физических качеств.
Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию здорового образа жизни;
Изучение лучшего опыта семейного воспитания по оздоровлению детей и пропаганда его среди других родителей;
Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей, их взаимосвязи (анкетирование, беседы, консультации, собрания, вечера вопросов и ответов, спортивные праздники, развлечения и т. д.);
Привлечение актива родителей (родительского комитета) к деятельности ДОУ по воспитанию здорового образа жизни.
С целью синхронизации оздоровительного режима в семье и ДОУ составила режим дня детей дома и оформила памятку, где определила, что должен делать ребенок дома:
Ежедневно чистить зубы утром и вечером,
Делать зарядку,
Умываться по утрам и мыть руки перед каждым приемом пищи и по мере загрязнения,
Самостоятельно одеваться и раздеваться,
Убирать со стола,
Класть вещи на свое место,
Вовремя ложиться спать.
Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий.
Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
1). Привитие стойких культурно-гигиенических навыков
2). Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
3). Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
4). Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
5). Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
6). Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
7). Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свое состояние и ощущения.
8). Вести систематическую работу по выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Для воспитания осознанного отношения к своему здоровью, я разработала систему пребывания ребенка в детском саду с утра до вечера.
Утренний прием детей я начинаю с беседы с родителями о состоянии здоровья ребенка, его самочувствии, настроении. Встречаю детей с улыбкой, стараюсь уделить внимание каждому ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться полезной двигательной деятельностью, обеспечить условия для нее. С этой целью оформила уголок настроения.
Одним из составляющих звеньев в укреплении здоровья детей считаю утреннюю гимнастику, которую провожу в форме аэробики. Занятия под ритмичную, веселую музыку организуют детей, развивают не только координационные способности, но и ловкость, гибкость, пластику. Формирую у детей способы контроля и самоконтроля за движениями. Музыкальное сопровождение способствует развитию у детей чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение совмещать свои движения с музыкой.
Комплексы подбираю с учетом возрастных особенностей детей и их двигательной активности. В конце зарядки провожу дыхательную гимнастику, для восстановления дыхания.
Массаж ушных раковин, самомассаж, массаж кистей рук.
Все эти виды массажа укрепляют здоровье ребенка, поднимают настроение на весь день.
Занятиям в детском саду всегда отводилось особое место. Так как на занятиях мы детей знакомим с тем, как сберечь свое здоровье, знакомим с органами своего тела, органами чувств. Занятия я провожу в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Длительность занятия не превышает 15минут. Большое внимание уделяю осанке. Приобрела картину с правильной позой посадки детей на занятии. Составила картотеку физкультминуток, по тематике занятий, проводимых с детьми.
Оздоровительные физкультминутки проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей на занятии. Умственное напряжение распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате напряжения сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма и в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника. Поэтому физкультминутки, которые выполняются в течение 2 – 3 мин. провожу, чтобы повысить работоспособность детей на занятии, обеспечить кратковременный активный отдых во время занятий.
Важным звеном в оздоровительной работе с детьми, являются прогулки. Я стараюсь планировать прогулку с учетом подвижности каждого ребенка. Планирую каждый вид деятельности. Отвожу каждому виду движений определенное время. Во время прогулки слежу за самочувствием детей, чтобы они не перегревались, не переутомлялись. Активных, подвижных детей стараюсь вовлекать в спокойные игры, а менее активных наоборот, активизировать подвижной деятельностью.
Таким образом, дифференцированно подхожу к каждому ребенку. Стараюсь прогулки проводить интересно, используя наблюдения, труд, различные соревнования. Таким образом довожу двигательную активность детей до нормы. Дети любят соприкоснуться с природой, подышать чистым воздухом, полюбоваться красотой природы в разное время года.
В зимне-весенний период, когда не хватает витаминов, мы выращиваем в уголке природы зеленый лук и используем его в пищу.
Кроме зеленого лука используем такие фитонциды, как чеснок, лук репчатый.
Для профилактики ОРЗ смазываем нос Оксалиновой мазью, употребляем
витамины Ревит,
Важной частью режима считаю дневной сон. Перед сном обязательно проветриваем помещение, дети занимаются спокойными играми, провожу теплые гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта).
Перед сном использую музыкотерапию. Дети засыпают под тихую, спокойную музыку.
После тихого часа использую гимнастику, куда входят упражнения под музыку. Затем дети для профилактики плоскостопия проходят по массажным дорожкам. Кроме того, использую палки различной толщины, пластиковые бутылки, Разнообразные резиновые коврики, дорожки со следами, коврики с пуговицами и крышками от пластиковых бутылок. К изготовлению этих пособий привлекаю родителей. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности: ходьба на носках, ходьба по толстому шнуру, с перекатом с пятки на носок. Катание палки ступней и пальцами ног, а затем захват и подъем пальцами мелких предметов (палочек, карандашей, камушков, шишек). Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют их.
После дневного сна, для профилактики опорно-двигательного аппарата и формированию правильной осанки, предлагаю детям встать к стене, касаясь ее пятками, ягодицами и затылком и постоять в таком положении Вся работа в течение дня направлена
на удовлетворении всей потребности детей в движении и улучшении психического
и физического здоровья.
Для ознакомления родителей с разными формами физкультурно-оздоровительной работы и выполнением двигательного режима детьми, организовываю «День открытых дверей». Здесь родители подробно знакомятся с методикой игровых занятий, прогулок, игр, узнают о необходимости выполнения двигательного режима. Родители убеждаются в том, что ребенку необходимо выполнять различные движения и важности здорового образа жизни.
Заканчиваю «День открытых дверей» проведением круглого стола и постановкой задач на будущее.
Вся вышеперечисленная используемая комплексная система оздоровления детей уже принесла определенные результаты.
Кроме того, все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, приспосабливают ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды – словом, учат вести здоровый образ жизни с детства.
Но самое главное, чего мы достигли в проделанной работе, это то, что родители в корне сменили свое отношение к физическому воспитанию и оздоровлению детей в семье. В выходные и воскресные дни родители ходят с детьми на прогулки, на природу, стараются вовремя укладывать детей спать, соблюдают время просмотра детьми телепередач. Серьезное внимание уделяют выполнению режима и воспитанию гигиенических навыков.
Кроме этого, родители – активные помощники воспитателям. Они изготавливают нестандартное физкультурное оборудование (коврики с пуговицами, различные дорожки, плетут веревочки-косички). На участке нашей группы ремонтируют оборудование, устанавливают новое, производят ремонт и реставрацию пособий. Выступают активно на собраниях, участвуют в развлечениях и спортивных праздниках
Родительские собрания провожу с привлечением специалистов – (медсестра, психолог, которые дают конкретные рекомендации для правильного проведения профилактической работы с детьми данного возраста
Стараюсь, чтобы вся моя работа была направлена на удовлетворение естественной потребности детей в движении и на укрепление их физического и психического здоровья.
Литература
1. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006 год.
3. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. - Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007 год.
4. Детский сад и семья. / Под редакцией Марковой Т. А. М. : Просвещение, 1986 год.
5. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. М, ТЦ Сфера, 2007 год.
6. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозайка-Синтез, 2000 год.
7. Халетова С. С. и другие. Основы здорового образа жизни. - Йошкар-Ола, 1997 год.
8. Никанорова Т. С., Сергиенко Е. М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников : Пособие для воспитателей и преподавателей физкультуры в ДОУ общего и интернатного типа. – Воронеж. 2007 год.
9. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6 – 7 лет Творческий Центр. - Москва. 2007 год.
10. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников.
Москва. «ВАКО» 2008год.
11. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет. Система работы Москва. 2007 год.
12. Соловьева Н. И. Чаленко И. А. Здоровый образ жизни. Сценарии спортивно-театрализованных праздников. Москва. «Школьная Пресса». 2008 год.
13. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе. Программа и методические рекомендации. Москва. «Школьная Пресса». 2005 год.
14. Горькова Л. Г. Обухова Л. А. Занятия физической культурой в ДОУ.
Москва 2007 год.
15. Павлова М. А. Лысогорская М. В. Здоровье сберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Модели программ, рекомендации, разработки занятий. – Волгоград «Учитель» 2008 год.
Заключение
Общеизвестная истина, что здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неизменной на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и правильно развиваться каждому ребенку. Меняются времена. Изменяются программы и методики, формирование привычки к здоровому образу жизни остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. Я считаю, что формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования, как в детском саду, так и в семье.
В решении столь важной задачи не обойтись без тесного сотрудничества детского сада и родителей воспитанников, их участия и поддержки.
Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй. Единство достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший метод семейного воспитания.
Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение. Это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в
движении, приобщится к спорту и здоровому образу жизни.
Поэтому мною определены основные формы работы с детьми и родителями. Благодаря этому работа, которая велась на протяжении трех лет, дала положительные результаты.